Проект кафедры истории медицины Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова

«Урок анатомии доктора Тюльпа»
Рембрандт, 1632 г., Маурицхёйс, Гаага

Среди наиболее известных групповых портретов эпохи голландского барокко числится “Урок анатомии доктора Тульпа”, авторства Рембрандта. Это первая большая картина мастера, которая помогла ему укрепить репутацию в Амстердаме. Созданная по заказу гильдии амстердамских хирургов, она изображает знаменитого доктора и хирурга Николаса Тульпа, который рассек предплечье мертвого тела, чтобы продемонстрировать принципы работы некоторых мышц другим членам гильдии. В отличии от аналогичных портретов, в том числе “Урока анатомии Деймана” (1656), Рембрандт игнорирует тенденции стремления к анатомическому реализму, сосредотачивая внимание на психологических аспектах, подчеркивая любознательность зрителей их близостью к мертвецу. Эта престижная работа является уникальной, так как это первый известный холст, который автор подписал своим именем, что свидетельствует о растущей уверенности в своих силах. До покупки, в 1828 году, королем Уильямом I и переезду в галерею Маурицхёйс, шедевр висел в анатомическом зале в Ноймаркте.  

Традиционно Нидерланды становились местом проведения лекций по анатомии, учрежденных одним из первых анатомов Андреасом Везалием. Раз в год глава гильдии хирургов проводил урок для ее членов, в ходе которого труп преступника, после казни, расчленялся в учебных целях. Врач Николас Тульп являлся ректором этих собраний с 1628 по 1653 год. Представленная работа демонстрирует собрание 31 января 1632 года. Кроме лектора на картине изображены семь слушателей из гильдии и труп грабителя, которого повесили ранее, в тот же день. В нижнем правом углу можно увидеть учебник, вероятно о строении человеческого тела. Вероятно, это работа “ткань человеческого тела”, авторства Везалия.  

Художники до Рембрандта обычно изображали лицо покойного прикрытым платком или стоящим перед ним человеком. Наблюдатели должны были забыть о том, что перед ними находится человек, которого расчленяют на их глазах. Рембрандт придумал промежуточное решение — он изобразил его лицо, наполовину покрытое тенью. Типичная для Рембрандта игра на контрасте света и тени, как будто в полумраке видна umbra mortis — тень смерти.

Хотя Доктор Тульп и является центральным персонажем, тело преступника занимает бо́льшую площадь на полотне. Преступник — Адриаан Адриаанс по прозвищу Арис Киндт (Малыш). В своё время он тяжело ранил в Утрехте тюремного охранника и в Амстердаме избил и ограбил человека. За это 31 января 1632 года он был повешен и передан для публичной аутопсии амстердамской гильдии хирургов. На трупп адает также основной свет, его нагота и окоченелость отличают его от изображенных на картине людей. Кажется что Рембрандт лишь затем так близко изобразил хирургов и придал такую динамику полотну, чтобы подчеркнуть тем самым неподвижность тела, сделать осязаемой его мёртвость.

В настоящее время выяснено, что некоторые детали картины были дорисованы художником уже после завершения полотна. Такими деталями, к примеру, является сама рука, на месте которой был обрубок кисти, так как саму руку ворам было принято отрубать перед казнью, а также дорисованный персонаж, которого изначально на картине не было.

Познакомиться вживую с картиной в дополненной реальности можно в приложении для iPhone и Android - Rembrandt Reality.

Вернуться к списку