Проект кафедры истории медицины Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова
К.А.Пашков, А.В.Белолапоткова
К истории становления и развития системы повышения квалификации преподавателей, усовершенствования и специализации врачей МГМСУ

1 октября 1918 года Народные Комиссариаты здравоохранения и просвещения издали постановление «О реформе зубоврачебного образования»[1], в котором отмечалось: «Отныне зубоврачебное образование бу­дет неразрывно связано со всей системой высшего медицин­ского образования».

На основании постановления Наркомздрава и Наркомпроса РСФСР «О зубоврачебном образовании» от 27 марта 1920 года при медицинских факультетах го­сударственных университетов были созданы кафедры одонто­логии с соответствующими клиниками.

В Доме советского зубоврачевания, открытом в Москве в 1920 году, было решено из числа зубных врачей «старой» формации, а точнее, выпускников зубоврачебных школ, готовить «инструкторов-пионеров советского зубоврачевания на местах», подсоб­ный персонал разных профессий: техников-протезистов, техников-пломбировщиков, зубных сестер, которые при острой нехватке зубоврачебных кадров были незаменимыми помощниками врачей.

В 1920 году ДСЗ был переименован в Государственный институт зубоврачевания (ГИЗ)[2], который был открыт 2 ап­реля 1922 года. Согласно «Положению о Государственном институте зубоврачевания»[3], на институт возлагались следующие основные функции: подготовка из среды зубных врачей, окончивших зубоврачебные школы, квалифициро­ванных специалистов в области зубоврачевания, проведение научных исследований, организация постоянных и прерывистых курсов усовершенствования. Занятия с врачами выявили их слабую теоретическую и практическую подготовку. Поэтому циркуляром № 24 от 10 февра­ля 1923 года Коллегия НКЗ предписала направлять зубных врачей на предварительную полугодовую стажировку помощниками зубных врачей к опытным губернским и краевым специалистам.

В 1925 году в институте начались занятия на курсах протезистов, в задачу которых входило и повышение общемедицинского уровня врачей-протезистов. На цикл по основам протезирования допускались лица, прошедшие предварительный курс подготовки при ГИЗе.

С ноября 1925 года при институте были организованы курсы специализации по одонтологии для врачей, окончивших ме­дицинские факультеты университетов.

С 1926 года для унификации процесса усовершенствования врачей была уста­новлена единая 4-х месячная продолжительность всех существующих при институтах Наркомздрава курсов. За пятилетие, с 1922 по 1927 гг., курсы усовершенствования зубных врачей при ГИЗе окончило 652 человека.

Курсы усовершенствования по зубоврачеванию имели свои особенности, о которых А.И.Евдокимов писал: «Нужно отметить, что организация курсов усовершенствования при ГИЗе несколько отличается от организации подобных курсов по другим специальностям. Это, во-первых, потому, что в самой одонтологии существуют подразделения на специальности, и, во-вторых, потому, что зубные врачи больше, чем врачи других специальностей, нуждаются в расширении своего медицинского кругозора».[1] О значении усовершенствования в протезном (ортопедическом) отделении А.И.Евдокимов отмечал: «Потребность в зубных врачах-протезистах выдвинула необходимость организации самостоятельного цикла курсов усовершенствования по протезированию. Однако, считаясь с тем, что прохождение только протезного цикла не обеспечивает одной из основных задач курсов – поднятие общемедицинского уровня зубных врачей, на протезный цикл допускаются лишь прошедшие предварительно общий цикл ГИЗа. Такой опыт впервые проводится в течение 1926-1927 академического года».[2]

В 1927 году ГИЗ был переименован в Государственный институт стоматологии и одонтологии (ГИСО) и продолжал готовить кадры путем усовершенство­вания зубных врачей и специализации врачей, окончивших медицинские факультеты.

В 1932 году на основании постановления Коллегии НКЗ РСФСР ГИСО был реорганизован в Государственный научно-исследовательский институт стоматологии и одонтологии (ГНИИСО), который просуществовал до открытия в 1935 году на его базе Московского стоматологического института (МСИ).

Курсы по переквалификации зубных врачей во врачей-стоматологов, а также курсы по подготовке среднего медперсонала в ГНИИСО продолжали функционировать.

Инсти­тут стал единственным в РСФСР научно-исследовательским институтом, в задачи которого входила научная разработка проблем стоматологии, внедрение их результатов в массовую практику и подготовка кадров для стоматологических учреж­дений. В период с 1922 по 1934 гг. на курсах специализации и усовершенствования обучалось 1285 зубных врачей.

В период Великой Отечественной войны повышение квалификации и специализации врачей было временно приостановлено.

В 1946 году на кафедрах института была введена клиническая ординатура.

Согласно приказу Минздрава СССР от 20 сентября 1949 года стоматологические институты были реорганизованы в медицинские стоматологические институты с пятилетним сроком обучения.

В 1950 году была введена аспирантура и в институте была утверждена местная квалификационная комиссия, устанавли­вающая ученые степени, согласно постановлению ЦИК от 13 января 1934 года, «Об ученых степенях и званиях».

В 50-е годы в систему высшего стоматологического образования было введено заочно-очное обучение (срок обучения - 4,5 года) для зубных врачей, имеющих стаж работы не менее трех лет, после которого они получали диплом врача-стоматолога и вечернее обучение (срок обучения -6 лет), для лиц с законченным средним медицинским образованием.

Факультет усовершенствования и специализации врачей-стоматологов Москвы был открыт в 1968 году (приказ МЗ РСФСР 
№151 от 24 мая 1968 года). В 1970 году институту было 
поручено проводить усовершенствование врачей-стоматологов, рабо­тающих в стоматологических поликлиниках Российской Фе­дерации по хирургической, терапевтической, ортопедической, детской стоматологии и физиотерапии.

В настоящее время на стоматологическом отделении ФУВ функционируют самостоятельные стоматологические кафедры.

Только за последние 5 лет на факультете повышения квалификации врачей-стоматологов свои знания повысили более 17244 курсантов. Анализ данных за пятилетний срок показывает ежегодную стабильность числа курсантов, повышающих свою квалификацию.

Приказом Министра здравоохранения РСФСР №151 от 24 мая 1968 на базе института был сформирован лечебный факультет и институт стал называться Московский медицинский стоматологический институт.

В 1972 году на факультете усовершенствования было орга­низовано лечебное отделение для усовершенствования вра­чей-терапевтов, педиатров, акушеров-гинекологов, невропа­тологов, урогинекологов и рентгенологов.

За период с 2000 по 2004 гг. на факультете ФПДО лечебного факультета просматривается устойчивая тенденция роста числа курсантов, прошедших специализацию и переквалификацию профессиональной деятельности.

Факультет повышения квалификации преподавателей (ФПК) был открыт в 1975 года на основании приказа №241 от 3 марта 1975 года Министерства высшего и среднего специ­ального образования РСФСР, согласно которому был уста­новлен прием слушателей по специальностям: стоматоло­гия детского возраста, терапевтическая, хирургическая, ор­топедическая стоматология и лечебная физкультура. В про­грамму занятий входили общие медико-биологические вопросы, основы педагогики и педагогической пси­хологии.

За последние пять лет наблюдается рост числа преподавателей, повысивших свою квалификацию, как на циклах внутри института, так и на выездных циклах в разных городах страны.

В октябре 1995 года в ММСИ был создан факультет последипломного образования, который объединил ФУВ, ФПК, отдел аспирантуры, ординатуры, интернатуры и докторантуры. Таким образом, в институте была сформирована единая система последипломного образования.

В 1999 году институт был переименован в Московский государственный медико-стоматологический университет.

В настоящее время МГМСУ является крупнейшим центром в стране по повышению квалификации преподавателей медицинских вузов страны, специализации врачей-стоматологов, переподготовки и специализации врачей лечебного профиля.

Усовершенствование и специализация врачей, как лечебного, так и стоматологического профиля, а также повышение квалификации преподавателей – предполагает повышение профессионализма врачей и преподавателей, что ведет к повышению качества лечения больных и качества преподавания. Эти вопросы находит отражение в ряде правительственных программ РФ, посвященных перспективам развития высшего медицинского образования.