07.06.2018

Медики создали вакцину, защищающую от 30% штаммов ВИЧ

Американские вирусологи создали первую экспериментальную вакцину, прививающую иммунитет к примерно трети штаммов ВИЧ, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Medicine.

"Мои коллеги нашли "ахиллесову пяту" в структуре вируса, что позволило им создать новую и потенциально очень сильную вакцину. Это исследование станет первым шагом на пути к созданию безопасной и действительно надежной методики защиты от ВИЧ", — заявил Энтони Фаучи (Anthony Fauci), директор Национальных институтов по изучению аллергии и инфекций в Бетесде (США).

Вирус иммунодефицита проникает в клетки человека при помощи набора из нескольких белков на оболочке. Их структура и устройство защищающего их щита из углеводородов меняются с каждым новым поколением ВИЧ, что вынуждает иммунную систему вырабатывать новый набор антител. В подавляющем большинстве случаев вирус выходит победителем, и эта же особенность мешает ученым создать вакцину или прививку от ВИЧ.

Как объясняют иммунологи, через три-четыре года после заражения ВИЧ иммунная система часто начинает синтезировать так называемые антитела широкого профиля действия (bnAbs), способные нейтрализовать сразу несколько разновидностей вируса. Это мало в чем помогает организму, так как вирус к тому времени уже успевает глубоко проникнуть во все ткани и перейти в хроническую стадию.

Питер Квон (Peter Kwong) из Национальных институтов по изучению аллергии и инфекций и его коллеги уже много лет изучают структуру этих антител, пытаясь понять, за какие части ВИЧ они цепляются и как можно заставить организм человека воспроизвести их, не контактируя с живым вирусом.

Сделать это, в силу изменчивой структуры ВИЧ и отсутствия полного понимания того, как он проникает в клетки, не так просто — в большинстве случаев ученым удавалось создать вакцину, дающую иммунитет только к нескольким разновидностям вируса.

Ситуация изменилась два года назад, когда Квон и его коллеги открыли в крови одного из носителей антитело, получившее название N123-VRC34. Эта молекула цепляется не за оболочку вируса, а за так называемый "пептид слияния" — особый белок gp41, склеивающий мембрану клетки с частицей ВИЧ и позволяющий вирусной РНК проникнуть внутрь нее.

Структура gp41, как отмечают ученые, почти не меняется, так как он играет критически важную роль в жизненном цикле вируса. Это натолкнуло биологов на мысль, что подобное антитело можно использовать в качестве базы для вакцины от ВИЧ.

Обработав этими антителами несколько частиц ВИЧ, ученые заморозили их, просветили при помощи ускорителя частиц и выяснили, за какую часть gp41 цепляется N123-VRC34. Затем они вырастили несколько копий этого участка, собранных так, чтобы они максимально раздражали иммунную систему.

Самые эффективные версии белка, как показали опыты на мышах и обезьянах, делали их невосприимчивыми к заражению примерно 70 из 208 существующих штаммов ВИЧ — это пока что рекорд для вакцин.

Сейчас ученые продолжают модифицировать структуру белков, надеясь повысить эффективность прививки, и ищут новые антитела, взаимодействующие с gp41. Они надеются, что первая версия вакцины начнет проходить клинические испытания во второй половине следующего года.

РИА Новости https://ria.ru/science/20180605/1522042439.html