Генетические лекарства получили одобрение

15 августа 2018

На американский рынок выйдет первое генетическое лекарство. Для революционного прорыва в медицине потребовалось два десятилетия исследований.

Американские управление по саннадзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов одобрило первое лекарство, основанное на РНК-интерференции (RNAi). Этот метод позволяет выключать определенные гены, связанные с заболеванием. Препарат компании Alnylam Pharmaceuticals под названием патисиран (patisiran, коммерческое название Onpattro) предназначен для лечения редкого заболевания, влияющего на работу сердца и периферической нервной системы.

Впервые метод РНК-интерференции был описан в статье генетика Эндрю Файера, опубликованной журналом Nature в 1998 году. Открытие казалось столь перспективным, что в 2006 Файер и Крейг Мелло получили за него Нобелевскую премию по физиологии и медицине.

Одобрение, выданное 10 августа 2018, очень важно для области, исследования в которой продолжаются уже 20 лет. «Это ключевой момент для развития нашей сферы технологий», — уверен Джеймс Кардиа, глава отдела развития бизнеса в компании RXi Pharmaceuticals, разрабатывающей лекарства на основе RNAi.

Дело в том, что превратить открытие в коммерческий продукт оказалось очень непросто. Чувствительные молекулы РНК разрушались в кровеносной системе и отфильтровывались почками, что препятствовало их доставке к пораженным органам. «Проблема оказалась гораздо сложнее, чем мы ожидали», — говорит Дуглас Фамбро, исполнительный директор компании Dicerna. В результате интерес к развитию технологии теряли как инвесторы, так и крупные фармацевтические компании, начавшие сворачивать внутренние исследовательские программы. Еще один удар по перспективам создания лекарств был нанесен в 2016 году, когда Alnylam закрыла одну из своих ведущих программ после обнаружения возможной связи с гибелью пациентов в клинических испытаниях.

В настоящее время компании Alnylam удалось добиться успеха, решая проблему с другой стороны. Еще в 2003 году был предложен способ защиты молекул РНК от воздействия кровеносной системы, для этого они покрывались наночастицами жира и достигали почек и печени в неповрежденном виде. Осталось найти заболевание, связанное именно с этими органами. Тогда исследователи обратили внимание на транстиретин, который вырабатывается главным образом в печени. С повышенным содержанием этого белка связано достаточно тяжелое заболевание — наследственный транстиретиновый амилоидоз (hATTR) с полинейропатией (hATTR-PN), также известный как амилоидная полинейропатия (FAP). В клиническом исследовании участвовало 225 человек с наследственным транстиретиновым амилоидозом, у которых наблюдались признаки повреждения периферической нервной системы, влияющие на скорость ходьбы. По итогам исследования средняя скорость движения значительно улучшилась у получающих лечение патисираном и снизилась в группе плацебо.

Утверждение препарата означает, что учебники по фармакологии должны быть переписаны, говорит Рикардо Титце-де-Алмейда, который изучает RNAi в Университете Бразилиа: «Мы открываем новую фармакологическую группу. В ближайшие годы будет появляться все больше таких лекарств».

В будущем Alnylam и другие компании смогут выйти «за пределы печени», считает соучредитель компании, биохимик Томас Тушл. Так, Quark Pharmaceuticals тестирует RNAi-терапию, которая нацелена на белки в почках и глазах. Alnylam разрабатывает способы доставки молекул к центральной нервной системе, а Arrowhead Pharmaceuticals работает над ингаляционной RNAi-обработкой кистозного фиброза.

По материалам сайта Naukatv.ru