Проект кафедры истории медицины Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова
Музеи университета Павии 05.03.2015

Музеи университета Павии

Сегодня Павия - это небольшой город на севере Италии в 30 километрах от Милана (регион Ломбардия). От былых страстей – разрушение в 476 году военачальником Одоакром, завоевание города византийским полководцем Нарсесом, взятие в 572 году лангобардами, а затем в 774 году Карлом Великим, провозгласившим его столицей Итальянского королевства - тут не осталось почти ничего.

Смены границ региона в результате многочисленных войн, господство Священной Римский Империи, и, как следствие, переход из рук в руки не изменили одного – плодородия здешних земель и трудолюбия местного населения. Образовательные традиции восходят к 825 году (есть упоминания в эдикте короля Италии Лотаря I). Датой основания Павийского университета считается 1361 год, когда он получил официальный статус по хартии императора Карла IV.

Таким образом, он стал единственным университетом в Миланском герцогстве и попал в круг старейших в Европе. Большую роль в его развитии сыграли Висконти. Сейчас в университете 9 факультетов, а также несколько музеев, которыми павийцы очень гордятся. В музеях бережно хранят память о выдающихся преподавателях и выпускниках, среди которых нобелевские лауреаты Камилло Гольджи и Джулио Натта, Руджиеро Бонги, Лоренцо Валла, Алессандро Вольта.

Каждый из музеев заслуживает отдельного повествования. Мы остановимся на трех.

Самый крупный, основанный в 1937 году, имеет два направления: медицинскую и физическую секции. Нетрудно догадаться, что главными действующими лицами в них являются всемирно известные Камилло Гольджи и Алессандро Вольта.Физическая секция - отдельный мир, где на хорошо сохранившихся учебных моделях XVIII-XIX веков можно в эксперименте пронаблюдать все основные законы физики. Есть тут и пластины из цинка и меди, помещенные когда-то Вольтом в кислоту, чтобы получить непрерывный электрический ток, создав, таким образом, первый в мире химический источник тока. Им же была в 1800 году построена химическая батарея, что сделало возможным получать электричество с помощью химических реакций. Даже невежда здесь поймет чье имя и почему носит единица измерения электрического напряжения.

Медицинская секция - это Гольджи, но о нем отдельный рассказ, поскольку кроме многочисленных артефактов, связанных с его работой, в этой экспозиции павийцы сохранили его лабораторию, где разместился самостоятельный музей.

Имя Антонио Скарпы, выпускника Падуанского университета и ученика Джованни Морганьи, очень важно для Павии. Тут он преподает хирургию с 1783 года, в 1812 становится директором медицинского факультета.

Антонио Скарпа занимался изучением анатомии костей, мышц, фасций нервной системы человека. Результаты наблюдений опубликовал в ряде монографий — «Анатомические заметки» (1779), «Анатомические исследования слуха и обоняния» (1789), «О ганглиях и нервных сплетениях» и др. Множество анатомических препаратов и пособий, сделанных для изучения науки, сохранилось до наших дней. Не обошлось и без великолепных восковых тел флорентийской работы, которые мы встречаем практически во всех анатомических коллекциях Италии. Самая большая из них во Флоренции (La Specola) и в Йозефиуме в Вене. Между Флоренцией, Веной и Павией тут прослеживается не только историческая связь, но и медицинская. В экспозиции присутствует коллекция хирургических инструментов доктора Алессандро Брамбилла (1728-1800), точно такая же, как мы видели в Вене, но оказывается, что есть и третья. Всего их было изготовлено три комплекта в Швейцарской мастерской Маиард (Maiard), а поскольку Брамбилла врачевал при дворе, то инструменты находились в местах основных резиденций Императора Священной Римской Империи.

Алекссандро Брамбилла - выпускник медицинского факультета университета в Павии затем учился в Вене, где получил звание хирурга и смог успешно сделать операцию одной венской дворянке и командиру своего полка. Это был своеобразный пропуск в высший свет. Его популярность росла так, что в 1763 году его приняли на службу в медицинскую охрану к Марии-Терезии Австрийской и Франциску I, а в 1764 он стал личным хирургом Иосифа II. Брамбилла сопровождал его повсюду. Едва ли можно представить без него создание Йозефинума и реформы Йозефа, проведенные по его инициативе – стационарная помощь женщинам во время родов, помощь старикам и детям. Кроме трактата по хирургии (1780), он документально фиксирует историко-медико-анатомические открытия, дабы навести порядок в научном прогрессе своей страны.

Инструменты в экспозиции представлены лучше, чем в музее Вены, их удобнее рассматривать. Сразу бросается в глаза отсутствие множества щипцов и элеваторов в зубоврачебной укладке. Утрачены они были не по недосмотру, а скорее всего из-за того, что были очень востребованы, и доктор наверняка носил их с собой в кармане или саквояже. Привлёк наше внимание очень необычный инструмент с массивной белой рукояткой. Расположен он в акушерской укладке, но для чего эта «штуковина» - было непонятно.

Оказывается, это фаллос, и предназначался он для обряда крещения младенца еще до родов. Смертность при родах была высока, и религиозный люд очень тяжело переносил смерть некрещёных младенцев. При помощи этого орудия святая вода достигала своей цели, и мать могла быть уверена в том, что любой исход родов будет угоден небесам. Один из залов музея носит имя Луиджи Порта (1800-1875). Он был врачом и политиком. Анатом и патолог, хирург, в 1860 году он стал членом Национальной академии наук. В одном из дворов на месте старого здания университета в Павии есть статуя в его честь.

Все это лишь подчеркивает бережное отношение к своей истории и традициям. Сейчас экспозиция еще не завершена, приводят в порядок экспонаты и готовят представить старину в новом свете.

Музей пока открыт для посещения по предварительной записи.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку