23.02.2024

Формирование шрамовой ткани связали с одним из типов иммунных клеток

Российские ученые выяснили, что так называемые М2-макрофаги, один из типов иммунных клеток, способствуют формированию шрамовой ткани из-за того, что эти тельца мешают стволовым клеткам подавлять развитие фиброза при регенерации поврежденных тканей тела. Об этом сообщила пресс-служба Российского научного фонда (РНФ).

"Эксперименты показали, что макрофаги М2 вызывают старение стволовых клеток, из-за чего те теряют способность бороться с фиброзом. Это открытие можно использовать при разработке препаратов для профилактики фиброза, например, создавая соединения, которые будут избирательно подавлять активность макрофагов М2 и тем самым оберегать стволовые клетки от их воздействия", - заявила старший научный сотрудник МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва) Ольга Григорьева, чьи слова приводит пресс-служба РНФ.

Ученые совершили это открытие при изучении взаимодействий между иммунитетом и так называемыми мезенхимальными стромальными клетками (MSC). Так ученые называют особый подкласс "взрослых" стволовых клеток, которые присутствуют фактически во всех тканях тела человека и участвуют в регенерации различных типов повреждений.

Биологи достаточно давно обнаружили, что эти тельца подавляют фиброз, процесс формирования шрамовой ткани, мешающей нормальной работе тканей и органов. В некоторых случаях MSC-клетки не способны предотвратить этого, что чаще всего происходит при наличии хронических воспалений. Российские ученые заинтересовались тем, связаны ли с этими процессами М2-макрофаги, выделяющие провоспалительные сигнальные молекулы.

Руководствуясь этой идеей, ученые проследили за действием молекул, выделяемых М2-макрофагами, на культуры MSC-клеток. Эти опыты показали, что этот набор веществ ускоряет старение стволовых клеток, что выражается в повышении концентрации белка p21, подавляющего деление клеток, и в резком увеличении концентрации сигнальных молекул, способствующих развитию фиброза.

Открытие этих перемен в жизнедеятельности MSC-клеток заставило ученых проследить за тем, как на клетки соединительной ткани воздействуют наборы веществ, выделяемых молодыми и состарившимися стволовыми клетками. Эти опыты показали, что вещества молодых MSC-клеток предотвращали развитие шрамовой ткани, тогда как во втором случае этого не происходило. Понимание этого, как надеются ученые, поможет создать лекарства, предотвращающие образование шрамовой ткани.

О шрамовой ткани

Фиброзная или шрамовая ткань часто образуется внутри различных тканей тела и органов тела человека в результате патологического разрастания соединительной ткани в ответ на различные повреждения. Это, в частности, происходит не только при повреждениях кожи, но и при развитии определенных болезней печени, почек и легких, чье зарастание фиброзной тканью часто ведет к тяжелым последствиям и смерти пациентов.