Проект кафедры истории медицины Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова
14.03.2024

В Пензе разработали VR-среду для реабилитации людей с ментальными нарушениями

Ученые Пензенского государственного университета (ПГУ) разработали среду виртуальной реальности для реабилитации людей с ментальными нарушениями. Об этом сообщили ТАСС в пресс-службе вуза.

"Проект с использованием технологий виртуальной реальности поможет людям, имеющим особенности здоровья, компенсировать негативные последствия инвалидизации. Главная цель, которую ставят перед собой ученые, - регуляция работы нервной системы людей, имеющих инвалидность, для лучшего восприятия ими информации", - отметили в вузе.

Кроме очков виртуальной реальности и джойстиков, ученые используют специально разработанные нейроинтерфейсы. Во время сеанса они регистрируют данные электроэнцефалографического и речевого сигнала пациента. Обработка этих сигналов позволяет выяснить, как человек реагирует на разные сюжетные ситуации, происходящие в виртуальной среде, - это может быть прогулка в городе или по морскому побережью, полет в космос и другие.

"Исследование направлено на создание комплексного научно-технологического решения по реабилитации детей-инвалидов с использованием достижений информационных технологий и цифровых интеллектуальных систем, с применением "сквозных" технологий на стыке виртуальной реальности и персонифицированной медицины. В том числе через создание центров дневного пребывания", - пояснила начальник управления комплексного развития инклюзивного образования ПГУ, кандидат педагогических наук Оксана Симакова.

Использование VR-технологий в терапии

По словам доктора технических наук, заведующего кафедрой "Радиотехника и радиоэлектронные системы" ПГУ Александра Тычкова, виртуальная реальность создает предпосылки к тому, чтобы сократить время адаптации детей-инвалидов к внешним и внутренним раздражителям. Экспериментальное исследование VR-среды провели на 180 людях, имеющих ментальные нарушения, в возрасте от 8 до 20 лет.

"У такой категории респондентов при погружении в виртуальную реальность улучшается моторика и разборчивость речи. После нескольких погружений мы заметили, что на какое-то время ребенок начинает четче говорить", - рассказал один из разработчиков проекта Руслан Золотарев.

Ученые считают, что терапия, проводимая в условиях виртуальной реальности, позволит также корректировать различные виды нарушений речи детей, имеющих ментальные нарушения: заикание, дислалию, дизартрию и другие.

Запись речи производят специальные программы. В настоящее время они могут определить ярко выраженные дефекты речи.

"Некоторые нарушения могут иметь одни и те же признаки, то есть отделить одно от другого трудно, а программы ищут сходства и различия. Сейчас мы работаем над новыми алгоритмами, которые будут лучше идентифицировать признаки определенного нарушения", - цитирует пресс-служба одного из разработчиков программы, директора студенческого научно-производственного бизнес - инкубатора ПГУ, доктора технических наук Алана Алимурадова.

Разработанную систему комплексной реабилитации людей с ментальными нарушениями планируется апробировать в пяти регионах: Пензенской, Московской, Нижегородской, Ленинградской областях и в Татарстане. В настоящее время ПГУ в рамках соглашения с Минтрудом Пензенской области разрабатывает экспериментальную модель центра дневного пребывания для людей с ментальными нарушениями.

По материалам сайта ТАСС


Возврат к списку