Ученые разобрались в механизме работы старейшего лекарства от диабета

5 июня 2020

Японские молекулярные биологи выяснили, что метформин, самое популярное и старое лекарство от диабета, снижает уровень сахара в крови, в прямом смысле выводя его из организма. Описание их исследования опубликовал научный журнал Diabetes Care.

"Метформин используется в медицинской практике уже более 60 лет, уже давно его по всему миру назначают диабетикам чаще других лекарств. Метформин уменьшает уровень сахара в крови, однако механизм действия этого вещества оставался загадкой для ученых", – пишут исследователи.

Недавно метформин начал привлекать внимание не только специалистов по лечению диабета, но и врачей из других областей медицины. Опыты на мышах показали, что этот препарат может продлевать жизнь здоровым грызунам и при этом защищать их от развития рака. Вдобавок он ускорил рост детенышей, а также показал множество других потенциально полезных свойств.

В новом исследовании этого препарата группа японских биологов под руководством профессора Университета Кобэ (Япония) Ватару Огавы наблюдала за тем, что происходит с молекулами глюкозы в организме диабетиков при приеме метформина. В результатые ученые узнали главный принцип того, как это лекарство действует на организм человека.

"Выкачивание" сахара из организма

В своих опытах ученые использовали особую экспериментальную установку, своеобразный гибрид магнитно-резонансного томографа и системы позитронно-эмиссионной томографии. Она помогает следить за тем, как различные вещества распространяются по организму человека, с помощью специально помеченных молекул с тяжелыми изотопами или радиоактивными веществами.

К примеру, подобную роль может выполнять фтордезоксиглюкоза – близкий аналог обычной глюкозы, в молекулу которой встроен атом радиоактивного фтора-18. После того, как организм усваивает это вещество, оно ведет себя абсолютно так же, как и другие сахара. Благодаря этому его можно использовать для наблюдений за метаболизмом глюкозы в организме здоровых людей и диабетиков.

Руководствуясь подобной идеей, японские ученые собрали группу из нескольких десятков диабетиков, половина из которых принимала метформин. Биологи попросили их выпить стакан сладкой воды, в которой была растворена фтордезоксиглюкоза, после чего проследили за тем, как она распространялась по их телу.

Оказалось, что метформин заставлял молекулы этого сахаристого вещества скапливаться не в кровотоке или мозге добровольцев, а в нижней части кишечника, не накапливаясь при этом в его стенках, как это происходит при всасывании питательных веществ. Что важно, по мере движения в сторону прямой и толстой кишки количество сахара постепенно увеличивалось.

Подобная закономерность, как объясняют ученые, означает, что метформин заставляет пищеварительные органы не поглощать сахар, а выделять его назад в перевариваемую пищу, избавляясь от излишков вместе с отходами жизнедеятельности. Схожим образом, как отмечают исследователи, работает еще одно противодиабетическое лекарство, SGLT2, которое выводит сахар из организма через почки.

Что именно заставляет кишечник "выкачивать" сахар из огранизма, ученые пока не знают. Однако они предполагают, что это может быть связано как с прямым действием метформина на его клетки, так и с изменениями в видовом составе и поведении микрофлоры. Дальнейшие наблюдения за действием метформина на клетки кишечника, как надеются Огаава и его коллеги, дадут ответ на этот вопрос.