Российский университет медицины

Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины

Генетики нашли потомков жителей легендарного библейского Ханаана

27 июля 2017

Наследниками легендарного библейского Ханаана, "земли обетованной", являются современные жители Ливана, говорится в статье, опубликованной в American Journal of Human Genetics.

"Мы выяснили, что ханаанцы были помесью местных фермеров, живших на Ближнем Востоке со времен неолита, и мигрантов с востока, которые прибыли в регион примерно пять тысяч лет назад. Современные ливанцы являются прямыми потомками ханаанцев, за исключением небольшой части их генома, привнесенной ассирийцами, персами или македонянами", — рассказывает Марк Хабер (Marc Haber) из Института Сангера в Кембридже (Великобритания).

Ханаан является собирательным библейским названием для стран в западной части Ближнего Востока, и, предположительно, включает в себя древнюю Финикию, государства хеттов, аморреев и множество независимых городов-государств. В соответствии с Библией, территория Ханаана была "землей обетованной", которую Яхве обещал иудеям, спасшимся от рабства в Египте.

Его территория, как в Библии, так и в действительности, во второй половине второго тысячелетия до нашей эры постепенно завоевывалась иудейскими царями. Им удалось подчинить себе почти все мелкие государства региона, кроме могущественных городов-государств Финикии, Тира, Сидона и Библоса на севере Ханаана.

О культуре и происхождении ханаанцев ученые практически ничего не знают, так как письменные свидетельства об их миграциях пока не были найдены. Необожжённые глиняные таблички финикийцев дожили до наших дней в гораздо худшем состоянии, чем папирусы египтян, и поэтому кроме их алфавита, основ религии и некоторой информации о политической системе мы почти ничего не знаем о жизни обитателей Ханаана.

Марк Хабер и его коллеги раскрыли историю происхождения этих загадочных библейских народов, "поклонявшихся Ваалу и Молоху", и нашли их потомков на современной Земле. Ученые восстановили и изучили геномы пяти людей, которых были захоронены на территории Сидона — одного из крупнейших портов и центров торговли Финикии и всего древнего мира — примерно 3,7 тысячи лет назад.

Кости людей крайне плохо сохраняют в себе ДНК в условиях жаркого и влажного тропического климата, однако в данном случае ученым повезло и им удалось восстановить полную ДНК древних сидонцев. Прочитав ее примерно два раза, генетики получили очень точную виртуальную копию их митохондриальной ДНК, необходимую для поисков корней и потомков ханаанцев.

Как отмечает Хабер, это удалось сделать благодаря тому, что ДНК сохранилась в самой плотной части костей черепа, откуда ее не успела вымыть вода, а почвенные бактерии не смогли полностью разложить ее.

Эти фрагменты древней ДНК ученые сравнили с образцами геномов современных народов Ближнего Востока, Кавказа, Европы и Ирана, где предположительно жили предки ханаанцев, а также с другими "воскрешенными" образцами генетического материала древних жителей Земли.

Оказалось, что и современные теории о происхождении ханаанцев, и древнегреческие хроники, описывающие историю этого народа совершенно другим образом, были не совсем верными. С одной стороны, предки древних жителей Ханаана, как считают современные ученые, действительно постоянно жили на территории Ближнего Востока со времен неолита и не были мигрантами, как многие другие народы.

С другой стороны, примерно пять тысяч лет назад в регион проникли пока неизвестные нам племена из Ирана, смешавшиеся с местным населением. Это частично подтверждает теории древних греков, считавших ханаанцев родичами персов и других народов Персидского залива.

Ханаанцы не были истреблены полностью, как об этом говорит Библия – их прямыми потомками являются современные жители Ливана. С генетической точки зрения они не являются "чистыми" ханаанцами, так как примерно три тысячи лет назад они смешались с пришлыми народами с севера и востока Азии, от которых современные ливанцы унаследовали примерно 10-15% своего генома.

Открытие корней ханаанцев, как надеются ученые, поможет археологам и историкам "нащупать" другие следы этого малоизученного библейского народа, и раскрыть пока неизвестные нам детали из их истории, культуры и общественной жизни.

РИА Новости https://ria.ru/science/20170728/1499318071.html