У сотен распространенных химических веществ обнаружили канцерогенные свойства

23 июля 2021

Медики обнаружили, что около трехсот широко применяемых соединений провоцируют клетки молочных желез женщин вырабатывать больше эстрогена. Это увеличивает риск рака груди, пишут исследователи в научном журнале Environmental Health Perspectives.

"Наше исследование показало, что на концентрацию гормонов в организме женщин могут влиять сотни химикатов, широко применяемых в быту и промышленности. Это же может увеличивать вероятность развития рака. Особенные опасения вызывает множество открытых нами веществ, которые увеличивают концентрацию прогестерона", – рассказала Сью Фентон, один из авторов исследования и научный сотрудник Национального института окружающей среды (США).

Рак груди по числу злокачественных новообразовний у женщин занимает первое место. Каждый год он поражает примерно 2,1 млн женщин и уносит жизни около 627 тыс. пациенток. Почти во всех случаях опухоль начинает расти, когда в организме женщины накапливается много эстрогена, прогестрона и других половых гормонов. Поэтому после операции по удалению новообразований многие пациентки принимают лекарства, которые подавляют выработку этих веществ.

За последние годы стало известно, что определенные вещества из гигиенических и пищевых продуктов, а также промышленных химикатов могут влиять на выработку эстрогена в организме людей и животных. Это, в свою очередь, может повышать вероятность рака груди или повторного появления опухоли.

Руководствуясь подобными соображениями, ученые проследили, как культуры клеток человека реагировали на действие двух тысяч потенциально опасных и токсичных химикатов, внесенных в базу данных американского Агентства по охране окружающей среды (EPA). В результате исследователи выделили те соединения, которые меняли работу генов, связанных с производством эстрогена и других половых гормонов.

Всего ученые нашли 296 таких соединений. Все они широко используются в быту и промышленности. Когда они накапливаются в организме, увеличивается и концентрация эстрогена или прогестерона. Последний – это еще один половой гормон, он способствует развитию рака груди и часто вызывает его повторное появление.

Эти соединения есть в самых разных продуктах, начиная с красок для волос и пестицидов и заканчивая пламегасящими присадками в набивке мебели и различными пищевыми добавками. Фентон и ее коллеги надеются, что дальнейшее изучение этих соединений поможет понять, как именно они помогают выработке эстрогена и прогестерона. Эти сведения, в свою очередь, помогут защитить женщин от повторного появления опухолей, а также снизить вероятность возникновения рака у здоровых пациенток, подытожили ученые.