Ученые выявили 290 генов, определяющих время наступления менопаузы

9 августа 2021

Молекулярные биологи обнаружили, что время наступления менопаузы зависит от мутаций в 290 генов, которые влияют на процесс починки ДНК в половых клетках женщин. Результаты исследования опубликовал научный журнал Nature.

"Мы можем предсказать, насколько велика вероятность раннего наступления менопаузы и появления проблем с зачатием", – считает Кэтрин Рат, один из авторов работы, научный сотрудник Эксетерского университета.

Почти все млекопитающие сохраняют способность продолжать род на протяжении всей взрослой жизни. У этого есть эволюционное объяснение – бесплодные пожилые особи не несут пользы для популяции, и поэтому их существование после потери способности размножаться не имеет смысла для естественного отбора. Существует несколько исключений из этого правила – люди, косатки и дельфины-гринды.

После наступления менопаузы самки этих видов млекопитающих заботиться о потомстве их дочерей, что повышает вероятность передачи их генов последующим поколениям. Этот переход не происходит безболезненно – как правило, большинство женщин страдают от подавленного настроения после прекращения менструации, они начинают быстро набирать вес, а их кости становятся более хрупкими.

Рат и ее коллеги заинтересовались тем, как различные вариации в структуре генов могут влиять на время наступления менопаузы и на то, насколько успешно женщина может продолжить свой род во время молодости и в период, предшествующий полному прекращению менструации.

Для ответа на этот вопрос биологи проанализировали геномы более двухсот тысяч женщин европейского происхождения. Дополнительно исследователи изучили мутации в ДНК примерно 80 тыс. женщин восточноазиатского происхождения, что помогло им перепроверить полученные выводы.

В общей сложности Рат и ее коллеги выделили около трех сотен вариаций в генах, которые так или иначе влияли на время наступления менопаузы. Большинство из них, как показал последующий анализ, было связано с процессом починки ДНК в заготовках яйцеклеток и других клетках половой системы женщин.

Определив эти вариации, ученые попытались узнать, как они вляют на репродуктивный цикл, в ходе опытов на мышах. Эти эксперименты указали, что особо важную роль в наступлении менопаузы играли два гена, CHEK1 и CHEK2, необходимые в процессе починки ДНК.

В частности, ученые обнаружили, что отключение второго гена и повышение активности первого участка ДНК увеличивало продолжительность репродуктивного периода жизни грызунов примерно на 25%. Аналогичным образом мутации, понижающие активность CHEK2, отдаляли время наступление менопаузы у женщин примерно на 3,5 года.

Последующее изучение этих участков ДНК, как надеются ученые, раскроет механизмы их действия на репродуктивную систему женщин и помогут понять, можно ли как-то поменять их работу таким образом, что это отдалит время наступления менопаузы. Эти же опыты, по мнению Рат и ее коллег, помогут разработать новую терапию, способную избавить женщин от бесплодия.