ДНК из воздуха: найден новый способ поиска редких животных

14 августа 2021

Две группы исследователей — одна из Великобритании, вторая из Дании — независимо друг от друга обнаружили, что из воздуха можно брать пробы ДНК, позволяющие идентифицировать обитающих неподалеку животных.

Открытие дает прекрасный способ точно определить присутствие редких диких животных в пустынях, тропических лесах и других труднодоступных местах. «Любой другой метод отслеживания животных, например фотоловушки или акустический мониторинг, основан на том, что животные физически присутствуют рядом с вами. Захват их ДНК из воздуха гораздо менее инвазивен и гораздо более гибок. Например, можно обнаружить присутствие животных в пещерах, не побеспокоив их», — отметили исследователи.

Британские исследователи использовали чувствительные фильтры, установленные в 20 местах в зоопарке Хамертон в Кембриджшире. Команда собрала в общей сложности 72 пробы воздуха и использовала полимеразную цепную реакцию (ПЦР) для амплификации крошечных фрагментов ДНК. Ученые секвенировали этот генетический материал и сравнили результаты с известными последовательностями животных. Таким образом удалось идентифицировать 17 видов животных зоопарка по невидимым следам их ДНК, выпущенным в воздух.

«Мы обнаружили ДНК тигра, ДНК динго, а наиболее распространенной оказалась ДНК лемуров вари — мы пока не знаем точно, почему. Однако лемуры очень активны по сравнению с другими животными. Они прыгали по клеткам, проявляя большой интерес к посетителям зоопарка, в то время как многие другие животные просто лежали, так как была зима», — рассказали авторы работы.

Независимо от этого исследования ученые из Копенгагенского университета провели аналогичную работу. Они брали пробы воздуха в зоопарке Копенгагена и обнаружили в общей сложности 49 видов по ДНК в воздушных фильтрах.

«Мы были поражены, — признались исследователи. — Мы получили ДНК млекопитающих, рыб, птиц и рептилий, крупных и мелких животных, пернатых и чешуйчатых. Мы даже обнаружили ДНК рыбок гуппи, которые плавают в пруду в тропическом отделении зоопарка».

Обе команды обнаружили, что они также могут точно определить присутствие местных диких и домашних животных.

В будущем использование подобных детекторов ДНК может включать отслеживание насекомых-вредителей по пробам воздуха и определение животных, живущих в норах, не беспокоя их. Однако обе группы ученых признают, что для изучения биоразнообразия технологию еще предстоит усовершенствовать.

«Мы можем обнаружить фрагмент ДНК тигра, но в настоящее время мы не знаем, когда он мог быть выпущен животным. Это могло быть минуты, часы или дни назад, у нас пока нет возможности выяснить, как долго ДНК живет в воздухе. Это один из многих аспектов этой методики, над которыми нам еще предстоит поработать», — заключили авторы работы.

По материалам сайта Наука ТВ