Найдено соединение, способное стать прототипом лекарства от болезни Хантингтона

22 марта 2022

Исследователи Института цитологии (ИНЦ РАН) провели исследование соединения, которое способно блокировать в нейронах головного мозга процессы, приводящие к болезни Хантингтона. Полученные результаты в перспективе могут быть использованы для разработки лекарственных средств, сообщила в четверг пресс-служба института.

Причиной болезни Хантингтона - тяжелого нейродегенеративного заболевания, поражающего головной мозг, - является мутация гена, который кодирует белок хантингтин. В этом случае увеличивается количество глутамин-кодирующих участков гена (CAG): при норме их менее 35, а при более 40 - проявляется болезнь. Кроме того, хантингтин значительно повышает поступление кальция в клетку через особые депо-управляемые каналы (поры, которые избирательно пропускают в клетку ионы кальция), а также увеличивает количество белковых сенсоров STIM2, являющихся известными активаторами этих каналов.

"Мы обнаружили, что препарат EVP4593, ранее уже известный ученым, снижает количество мутантного хантингтина, уровень которого повышен в больных клетках. Кроме того, действие EVP4593 приводит к уменьшению количества STIM2 и, как следствие, ограничивается патологическое поступление ионов кальция в клетки, которое сопровождает болезнь Хантингтона", - сказал старший научный сотрудник лаборатории ионных каналов клеточных мембран ИНЦ РАН Владимир Вигонт, слова которого приводятся в сообщении.

Для проведения исследования ученые использовали клеточные модели, полученные в Федеральном медико-биологическом агентстве путем генетического репрограммирования клеток пациентов в нейроны, наиболее подверженные дегенерации при болезни Хантингтона.

Выяснилось, что в больных клетках белковых сенсоров STIM2 практически в два раза больше, чем в здоровых. Этим объясняется патологическое повышение концентрации кальция в клетках с болезнью Хантингтона. По результатам исследования сотрудники ИНЦ РАН провели ряд экспериментов по воздействию EVP4593 на больные клетки.

Оказалось, что, помимо уже известной способности EVP4593 мгновенно снижать вход кальция в клетку через депо-управляемые каналы, он также обладает отложенным действием, производя в течение нескольких дней два важных нейропротекторных эффекта. Во-первых, уменьшилось количество белковых сенсоров STIM2, которые отвечают за попадание кальция в клетку. А во-вторых, оказалось, что EVP4593 способен также снижать количество мутантного хантингтина в клетках, уменьшая его токсическое воздействие. Результаты работы опубликованы в журнале Frontiers in Cell and Developmental Biology.