Белки оболочки коронавируса мешают ВИЧ проникать в клетки человека

3 апреля 2022

Молекулярные биологи выяснили, что один из белков оболочки SARS-CoV-2 блокирует работу клеточных систем, критических важных для проникновения ВИЧ в клетки и формирования новых частиц вируса иммунодефицита. Результаты опытов ученых были опубликованы в статье в электронной библиотеке bioRxiv.

"Наши опыты показали, что белок Е коронавируса, критически важный для "побега" вирусных частиц из зараженных клеток, мешает вирусу иммунодефицита успешно заражать человеческие клетки. Это связано с тем, что данный вирусный пептид мешает сборке белков ВИЧ и заставляет клетки чаще уничтожать их", - пишут исследователи.

За последние годы ученые провели несколько десятков исследований, посвященных тому, как часто люди одновременно заражаются различными вирусными инфекциями. Группа американских молекулярных биологов под руководством Эдварда Стивенса, профессора университета штата Канзас в Канзас-Сити (США), открыла еще один необычный пример взаимодействия вирусов, одновременно присутствующих в организме человека.

Профессор Стивенс и его коллеги обратили внимание на то, что коронавирус нового типа и ВИЧ используют примерно одни и те же механизмы для образования пор в оболочке зараженных клеток, через которые их покидают новые вирусные частицы. Это заставило ученых сравнить структуру и механизмы работы оболочечных белков Е и Vpu, которые SARS-CoV-2 и ВИЧ используют для формирования отверстий в оболочке клеток.

Взаимодействия вирусов

В ходе этого сравнения исследователи проверили, что произойдет, если ввести в культуру зараженных или здоровых клеток молекулы одного из этих белков, а затем попытаться заразить их вирусом иммунодефицита или SARS-CoV-2. Эти опыты показали, что зараженные клетки почти переставали вырабатывать новые частицы ВИЧ, если биологи предварительно обрабатывали их раствором белка E.

Аналогичные, хотя и менее выраженные результаты биологи получили в ходе опытов с аналогами белка E, которые производятся вирусами SARS-CoV-1 и HCoV-OC43, возбудителями атипичной пневмонии и простуды. Подобное открытие заставило профессора Стивенса и его коллег детально изучить, как появление белка E внутри клеток влияет на процесс производства новых частиц ВИЧ.

Последующие опыты указали на то, что белки коронавирусов не мешали интеграции и считыванию генома ВИЧ, но при этом они подавляли производство его белков, необходимых для сборки новых вирусных частиц или же играющих важную роль в заражении клеток. В дополнение к этому, ученые обнаружили, что белок Е активировал клеточные системы, способствующие очистке зараженных клеток от вирусных белков.

По словам профессора Стивенса и его коллег, пока ученые не могут сказать, почему это происходит, а также как коронавирусы приобрели подобную способность. Последующие опыты, как надеются исследователи, раскроют историю эволюции белка Е и позволят ученым понять, можно ли будет его приспособить для борьбы с ВИЧ.