Обнаружена область мозга, отвечающая за подавление навязчивых мыслей

28 апреля 2022

Китайские и европейские нейрофизиологи открыли особый регион в передней поясной коре мозга человека, который распознает и подавляет навязчивые мысли, мешающие концентрировать внимание на окружающем мире. Выводы ученых были опубликованы в статье в журнале JNeuroSci.

"Наши опыты и наблюдения показывают, что задняя часть передней поясной коры мозга играет ключевую роль в подавлении навязчивых мыслей и ненужных воспоминаний. В таких ситуациях она вырабатывает сигналы, которые подавляют работу всех цепочек нейронов, связанных с работой памяти, что препятствует "всплытию" навязчивых мыслей на уровень сознания", - пишут исследователи.

В последние 10 лет нейрофизиологи и математики пытаются понять, как работает сознание человека, в том числе и то, как оно обрабатывает информацию об окружающем мире, поступающую из органов чувств. Проведенные ими замеры и эксперименты указывают на то, что наш мозг активно редактирует картину мира, дополняя ее или удаляя все ненужные элементы.

Группа нейрофизиологов под руководством Майкла Андерсона, профессора Кембриджского университета (Великобритания), открыла цепочку нервных клеток в передней поясной коре, которая отвечает за "удаление" навязчивых мыслей и воспоминаний, мешающих человеку концентрировать внимание на окружающем мире.

Подавление навязчивых мыслей

Профессор Андерсон и его коллеги пришли к такому выводу в ходе необычных опытов по оценке способностей более 20 добровольцев подавлять навязчивые мысли. На экран компьютера выводились пары слов, которые участники опытов должны были запомнить и назвать в тот момент, когда на экран выводилось начало или конец этих выражений.

Изначально ученые показывали добровольцам только одну подсказку, однако со временем задача усложнялась. В частности, они отображали на дисплее несколько "лишних" слов или просили участников эксперимента "не думать" об ассоциациях, которые вызывали у них выводимые на экран слова. В это время нейрофизиологи следили за работой мозга при помощи электроэнцефалографов и магнитно-резонансных томографов.

Эти наблюдения указали на то, что ключевую роль в контроле над навязчивыми мыслями играла задняя часть передней поясной коры мозга. Данный регион активировался в те моменты времени, когда добровольцы сталкивались с потенциальными источниками навязчивых воспоминаний. Это приводило к подавлению работы гиппокампа, центра памяти в мозге человека, а также некоторых связанных с ним областей мозга.

Снижение активности этих регионов мозга, как предполагают ученые, препятствовало "всплытию" навязчивых мыслей на уровень сознания. Последующее изучение этих цепочек нейронов, как надеются профессор Андерсон и его коллеги, позволит раскрыть корни развития обсессивно-компульсивного расстройства и прочих нарушений психики, связанных с потерей способности подавлять навязчивые мысли.