Частое развитие болезни Альцгеймера у женщин связали с мутациями в гене MGMT

5 июля 2022

Биологи из США выяснили, что повышенная уязвимость женщин к действию болезни Альцгеймера связана с появлением мутаций в гене MGMT. Он участвует в починке поврежденных эпигенетических меток на поверхности молекул ДНК. Работа опубликована в журнале Alzheimer’s Disease & Dementia: The Journal of the Alzheimer's Association. О результатах в четверг сообщила пресс-служба Медицинской школы Бостонского университета (BUSM).

По данным Всемирной организации здравоохранения, сейчас в мире живет 55 млн человек с деменцией. Одна из наиболее распространенных причин - болезнь Альцгеймера. Ее выявляют в 60-70% случаев. Это неврологическое заболевание приводит к гибели клеток мозга, в результате которой у человека постоянно снижаются мыслительные, поведенческие и социальные навыки. Он может забыть недавний разговор, событие или имена родственников, заблудиться в знакомом месте и.т.д.

Биологи предполагают, что возможная причина развития болезни Альцгеймера - накопление внутри клеток мозга патогенного белка бета-амилоида. Как правило, болезнь Альцгеймера вдвое чаще поражает женщин, чем мужчин, но причины пока не до конца изучены.

Ученые изучили геномы 22 жительниц США, входящих в общины протестантов-гуттеритов. Представители этого течения анабаптизма живут в обособленных анклавах на территории нескольких североамериканских штатов. По этой причине внутри поддерживается низкий уровень генетического разнообразия.

Молекулярные биологи также проанализировали 10340 тыс. образцов ДНК американок. Анализ структуры и сравнение наборов мутаций в этих геномах помогли ученым выявить два точечных изменения в структуре ДНК женщин. Эти изменения повышают риск развития болезни Альцгеймера примерно в 1,4 и 2 раза. Последующее изучение связанных с ними регионов генома показало, что оба участка находились внутри гена MGMT.

"Нам удалось открыть пока самый значимый индикатор риска, повышающий вероятность развития болезни Альцгеймера только среди женщин. В данном случае мы особенно уверены в правильности наших выводов, так как связь между заболеванием и геном MGMT была выявлена сразу в двух наборах данных при помощи разных аналитических методик", - заявил профессор BUSM Линдси Фаррер, чьи слова приводит пресс-служба школы.

Этот сегмент ДНК напрямую не связан с развитием болезни Альцгеймера и работой клеток мозга, однако он поддерживает целостность так называемых эпигенетических меток. Так ученые называют небольшие изменения в структуре "обертки" ДНК, которые не меняют устройства генома, но звлияют на активность связанных с ними генов.

Почему мутации в MGMT способствуют развитию болезни Альцгеймера у женщин, но не мужчин, ученые пока не могут точно сказать. Однако они предполагают, что перемены в структуре этого гена заставляют нервные клетки женщин вырабатывать больше патогенных молекул, в том числе бета-амилоида и тау-белка. Последующие опыты на культурах клеток и животных моделях, как надеются исследователи, дадут более точный ответ на этот вопрос.