Выявлены 12,1 тыс. вариаций в структуре ДНК, влияющих на рост человека

18 октября 2022

Международный коллектив генетиков проанализировал структуру геномов свыше 5 млн человек и обнаружил свидетельства того, что рост человека задается примерно 12,1 тыс. вариаций в структуре его ДНК. Об этом в среду сообщила пресс-служба университета Квинсленда.

"Примерно 80% различий в росте тех или иных индивидов объясняются генетическими факторами. Те 12,1 тыс. вариаций генов, которые мы открыли, объясняют примерно 40% различий. Это открывает дорогу для использования ДНК для получения относительно точных прогнозов того, какого роста достигнет ребенок", - заявил научный сотрудник университета Квинсленда в Брисбане (Австралия) Лоик Йенго, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

В последние 10 лет ученые начали активно изучать гены, которые определяют или влияют на облик и устройство лица и тела. Как показывают открытия последних лет, число подобных генов приближается к нескольким сотням или даже тысячам. Часть из этих генов, в частности, участки PAX1, DCHS2, RUNX2 и GLI3, влияют на форму носа, а другие вариации влияют на общий облик лица.

Еще больше вариаций ДНК влияет на рост человека. В общей сложности, за прошедшие годы ученым удалось выявить свыше семи сотен широко встречающихся вариаций в примерно четырех сотнях генов, чье наличие или отсутствие объясняет примерно 20% различий в высоте произвольных индивидов. В дополнение к этому, пять лет назад биологи обнаружили 83 ранее неизвестных редких мутации, которые необычно сильно влияли на рост людей.

Новые "гены роста"

Йенго и его коллеги увеличили число подобных участков ДНК примерно в два десятка раз в рамках масштабного геномного проекта, в реализации которого участвовало свыше шести сотен генетиков и молекулярных биологов со всех континентов мира, а также представители нескольких ведущих частных геномных баз данных.

Ученые объединили результаты свыше 280 полногеномных исследований (GWAS), в которых приняло участие свыше пяти миллионов человек, в том числе более миллиона добровольцев неевропейского происхождения. С точки зрения числа участников и уровня их генетического разнообразия данная инициатива превосходит все прошлые попытки выявить "гены роста" в семь и более раз.

Это помогло Йенго и его коллегам выделить огромное число ранее неизвестных распространенных вариаций в структуре ДНК, так или иначе влияющих на рост человека. Их общее число превысило 12,1 тыс., что говорит о крайне большом числе генов, так или иначе влияющих на рост человека и процесс формирования его тела. При этом, что интересно, почти все эти вариации генов были сосредоточены в относительно небольшом сегменте генома, на чью долю приходится около 20% от общей длины ДНК.

По словам исследователей, открытие этих вариантов позволило ученым связать с особенностями устройства генома свыше 40% вариаций в высоте произвольных индивидов, что вдвое выше предыдущих рекордов. Это, по мнению авторов открытия, значительно повысит точность генетических прогнозов того, какого роста сможет достичь тот или иной ребенок.