Позднее отцовство может влиять на развитие нервной системы ребенка

22 октября 2022

Международная группа исследователей, в которую вошли специалисты Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, выявила механизм влияния изменений, накапливающихся с возрастом в сперматозоидах мужчин, на работу генов, отвечающих за развитие нервной системы их "поздних" детей. Об этом сообщила в пятницу пресс-служба вуза.

"Международная группа ученых выяснила, что с возрастом в сперматозоидах млекопитающих накапливаются генетические и эпигенетические изменения, которые могут повлиять на здоровье потомков. Например, в некоторых участках целого ряда генов, отвечающих за развитие нервной системы будущего ребенка, изменяется метилирование ДНК - химическая модификация, контролирующая работу этих генов. Такое может наблюдаться и в клетках потомков возрастных отцов", - говорится в сообщении.

Авторы изучили особенность эпигенетических изменений в сперматозоидах возрастных отцов. Такие явления не относятся к мутациям, так как не меняют нуколеотидную последовательность ДНК. Однако они способны включать и выключать гены, а также менять режим их работы. До обобщения исследовательских данных, которое провели авторы, считалось, что накопление эпигенетических изменений в сперматозоидах с возрастом является случайным процессом.

"Наш обзор, как и наши экспериментальные данные, показывают, что эти изменения не случайны. Продемонстрировано, что возрастные изменения метилирования ДНК и изменения экспрессии малой некодирующей РНК (еще один эпигенетический механизм) пересекаются по регуляции работы одних и тех же генов. И эти гены затрагивают важнейшие механизмы развития. <…> Похоже, что млекопитающие запрограммированы на передачу следующему поколению различной информации в разном возрасте", - считает ведущий научный сотрудник группы эпигенетической эпидемиологии НИИ ФХБ имени А. Н. Белозерского МГУ Александр Суворов, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

Ученый также отметил, что понимание этих механизмов поможет в будущем "влиять на здоровье ребенка еще до его зачатия". На основе анализа авторы также построили так называемые эпигенетические часы сперматозоидов человека, которые можно использовать при лечении бесплодия, а также для определения биологического возраста мужчины.

Результаты работы, поддержанной грантом Российского научного фонда, опубликованы в журнале Human Reproduction Update.