Раскрыт механизм действия ненаркотического экстракта конопли на мозг эпилептиков

17 февраля 2023

Американские и британские молекулярные биологи выяснили, что ненаркотическое вещество CBD в биомассе конопли, может подавить приступ эпилепсии. Оно блокирует работу молекулы LPI, отвечающей за запуск возбуждающих сигналов в нервных окончаниях. Работа опубликована в журнале Neuron. Об этом сообщила пресс-служба медшколы Нью-Йоркского университета (NYU).

По данным ВОЗ, около 50 млн. человек на Земле страдают от различных форм эпилепсии. Примерно в 70% случаев врачам удается подавить болезнь при помощи медикаментов, однако иногда заболевание не поддается лечению. Это вынуждает врачей идти на более радикальные меры: имплантацию электродов или повреждение той части мозга, где находится эпилептический очаг.

В последние годы медики обсуждают возможность использования экстрактов конопли для лечения тяжелых форм эпилепсии, не поддающихся действию уже существующих лекарств. Опыты на животных и добровольцах показывают, что ненаркотическое вещество CBD, присутствующее в биомассе конопли, способно подавлять эпилептическую активность, однако механизмы его работы до этого не были известны ученым.

Основа для новых лекарств от эпилепсии

Профессор Цянь и его коллеги впервые проверили эффект в рамках серии экспериментов на мышах и крысах, у которых искусственным образом вызывали эпилептические припадки и пытались подавить их при помощи CBD. В ходе этих опытов исследователи отслеживали изменения в работе нейронов гиппокампа, центра памяти в мозге млекопитающих, который играет важную роль в развитии припадков.

Ученые обнаружили, что молекулы CBD воздействовали на синапсы, нервные окончания некоторых типов нейронов, в результате чего они начинали вырабатывать меньше возбуждающих сигналов. Последующие опыты показали, что это происходило из-за того, что экстракт конопли соединялся с молекулой LPI, которая, предположительно, отвечает за запуск возбуждающих сигналов внутри синапсов.

Исследователи проверили эту гипотезу в ходе новой серии экспериментов, в рамках которых они вводили в синапсы большие количества LPI, а также отключали рецептор нейронов GPR55, который распознает эту молекулу. Опыты показали, что избыток LPI способствует запуску припадков, тогда как отключение рецепторов GPR55 или подавление работы LPI при помощи экстракта конопли защищало мозг грызунов от эпилепсии.

Эти сведения, как надеются ученые, позволят их коллегам создать эффективные и безопасные средства, подавляющие те эпилептические припадки, которые не поддаются медикаментозному лечению. Кроме того, профессор Цянь и его коллеги предполагают, что схожие сбои в работе синапсов могут возникать и у носителей аутизма и шизофрении, что они планируют проверить в рамках последующих исследований.