Ученые раскрыли причину подавления иммунотерапии рака при приеме глюкокортикоидов

27 июня 2023

Международный коллектив медиков выяснил, что эффективность иммунотерапии рака резко падает при приеме лекарств из класса глюкокортикоидов. Их молекулы повышают активность одного из типов иммунных клеток, которые защищают опухоль от уничтожения. Об этом сообщила пресс-служба американской лаборатории Колд-Спринг-Харбор (CSHL). Статья с описанием работы ученых вышла в журнале Cell Genomics.

"Глюкокортикоиды представляют собой мощные средства для подавления излишней активности иммунитета, благодаря чему они используются для лечения аутоиммунных болезней. Недавно мы показали, что эти лекарства подавляют иммунотерапию, а теперь нам удалось выяснить, как именно это происходит", - заявил доцент CSHL Тобиас Яновитц, чьи слова приводит пресс-служба лаборатории.

Стероидные молекулы из класса глюкокортикоидов широко применяются для производства различных лекарственных препаратов. Наиболее популярными из них являются дексаметазон, преднизолон и прочие противовоспалительные средства, которые используются для подавления бронхиальной астмы, ревматоидного артрита, экземы, панкреатита и многих других болезней.

Авторы исследования недавно обнаружили, что прием даже небольших количеств дексаметазона, преднизолона и прочих глюкокортикоидов приводит к существенному снижению эффекта или даже к полному подавлению иммунотерапии рака. Это открытие заставило ученых детально изучить взаимодействия между иммунными клетками, опухолями и молекулами данных лекарств.

Механизм подавления иммунотерапии

Для этого авторы работы подготовили культуры метастатических раковых клеток, извлеченных из опухолей нескольких добровольцев, имплантировали их в тело мышей и проследили за действием глюкокортикоидов на эти злокачественные клетки и окружающие их клетки тела грызунов до и после введения иммунотерапии в их организм.

Эти опыты указали на то, что снижение эффективности иммунотерапии под действием дексаметазона сопровождалось повышением активности определенного класса иммунных клеток-макрофагов (TREM2+). Они отвечают за уничтожение бактерий и раковых клеток, однако в некоторых случаях эти клетки начинают защищать опухоль и вырабатывать сигнальные молекулы, подавляющие иммунитет.

Ключевую роль в этих процессах, как обнаружили исследователи, играл малоизученный белок цистатин C (CyC), который в прошлом ассоциировался лишь со сбоями в работе почек человека. Макрофаги начинали производить большие количества этого белка в ответ на появление молекул глюкокортикоидов, что подавляло иммунотерапию и ускоряло рост опухоли.

По словам ученых, искусственное подавление выработки CyC при помощи генной терапии замедлило рост опухолей и сделало их очень уязвимыми для иммунотерапии рака. Последующее изучение цистатина С позволит создать подходы, которые смогут значительно повысить эффективность уже существующих и новых форм иммунотерапии, подытожили авторы работы.