Российский университет медицины

Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины

Ученые из России предложили новый способ борьбы с возрастной слепотой

19 июля 2023

Команда российских ученых нашла способ снизить вероятность развития возрастной слепоты с помощью белка насекомого, сообщили ТАСС в пресс-службе Сеченовского университета Минздрава России. Результаты исследования опубликованы в журнале Antioxidants.

"С помощью особого белка можно доставить в клетки сетчатки глаза антиоксиданты и таким образом уменьшить вероятность развития возрастной слепоты, вызванной разрушением клеток из-за окислительного стресса, выяснила команда российских ученых из Сеченовского университета Минздрава России, МГУ им. М. В. Ломоносова и РАН", - говорится в сообщении.

В неделящихся клетках разных тканей и органов по мере старения организма накапливается желто-коричневый пигмент липофусцин. Под воздействием света он образует свободные радикалы, которые повреждают клетки. Повышенное накопление этого пигмента в клетках зрительного пигментного эпителия приводит к опасным патологиям, среди которых - возрастная макулодистрофия, одна из основных причин слепоты у пожилых людей.

Замедлить образование свободных радикалов помогают антиоксиданты каротиноидной группы - пигменты лютеин и зеаксантин. Поскольку клетки пигментного эпителия сетчатки, особенно нездоровые, крайне чувствительны к воздействиям, подобрать вещество-носитель для доставки антиоксидантов к сетчатке - трудная задача.

В качестве носителя авторы работы исследовали белок BmCBP, вырабатываемый в организме тутового шелкопряда. С его помощью ученые пытались доставить зеаксантин в культуру клеток пигментного эпителия сетчатки с добавленными гранулами липофусцина. Эффективность оценивали с помощью флуоресцентной микроскопии с временным разрешением (FLIM) - метода, который позволяет без применения контрастных веществ получать информацию о состоянии клетки.

"Результаты исследования показали, что использование белка BmCBP действительно позволяет успешно доставить антиоксидант зеаксантин в клетки сетчатки in vitro. Само же вещество замедлило образование свободных радикалов, сократив таким образом окислительный стресс примерно на 35%. С помощью время-разрешенной флуоресцентной микроскопии удалось показать, что белок-опосредованная доставка каротиноидов в клетки пигментного эпителия приводит к уменьшению времени жизни флуоресценции липофусцина при фотоокислении, что явно указывает на выраженное антиоксидантное воздействие", - сказал завлабораторией физико-химии биомембран биологического факультета МГУ Евгений Максимов, комментарий которого приводит пресс-служба.

Полученные результаты планируется использовать в дальнейшем уже в ходе исследований на лабораторных животных, добавили в вузе.