Российский университет медицины

Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины

В США предложили лечить инфекции сахаром из грудного молока

14 августа 2023

Ученые из США доказали, что олигосахариды из человеческого молока способны эффективно уничтожать опасные штаммы стрептококка, которые присутствуют в кишечнике многих беременных женщин и могут передаться их детям в процессе родов. Добавление этих сахаров в пищу женщин также снизит вероятность преждевременных родов, пишут ученые в статье в журнале ACS Central Science.

"Около 40% преждевременных родов связаны с заражением пациенток болезнетворными микробами, одним из самых распространенных из которых является стрептококк. Существующие терапии обладают серьезными побочными эффектами как для женщины, так и для ее будущего ребенка. Мы обнаружили, что роль безопасного средства для борьбы с данными инфекциями могут играть олигосахариды, присутствующие в человеческом молоке", -- пишут исследователи.

К такому выводу пришла научная группа под руководством Стивена Таунсенда, профессора университета Вандербильта в Нэшвилле, в ходе изучения свойств олигосахаридов, извлеченных из человеческого грудного молока. Два года назад профессор Таунсенд и его коллеги обнаружили, что эти вещества способны нейтрализовать некоторые штаммы стрептококка и других микробов, вызывающих инфекции у новорожденных.

Это открытие натолкнуло их на мысль, что молекулы молочных олигосахаридов можно использовать и для борьбы со стрептококковыми инфекциями, которые поражают до 10% беременных женщин и провоцируют у 40% из них преждевременные роды, а также часто передаются ребенку в момент рождения. Руководствуясь этой идеей, ученые проследили за действием человеческих молочных сахаров на организм беременных мышей, а также на образцы различных тканей тела животных.

Проведенные ими опыты показали, что заражение грызунов стрептококком во время беременности привело к тому, что у примерно 60% животных начались преждевременные роды и при этом около 30% самок погибло от инфекции. Сахара из человеческого молока предотвратили преждевременные роды в 100% случаев, а также защитили животных от смерти в результате попадания стрептококка в их организм.

Благотворный эффект от олигосахаридов, по словам исследователей, был связан с тем, что эти вещества не только убивали бактерии, но и мешали им образовывать биопленки, защищающие стрептококк от атак иммунных клеток и действия антибиотиков. Уже в ближайшем будущем, как надеются ученые, эти вещества можно будет применять для борьбы с инфекциями, в частности, у беременных женщин, что поможет врачам заметно снизить частоту преждевременных родов.