Российский университет медицины

Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины

Создан искусственный пробиотик, подавляющий симптомы рассеянного склероза

15 августа 2023

Исследователи из США и Испании выяснили, что симптомы рассеянного склероза можно подавить при помощи искусственного пробиотика, способствующего выработке молочной кислоты. Препарат помогает остановить атаки иммунных клеток на здоровые ткани мозга - аутоиммунные процессы, лежащие в основе заболевания. Об этом сообщила пресс-служба Центра женского здоровья им. Бригама (BWH) со ссылкой на опубликованную статью в журнале Nature.

"Мы создали пробиотик, который подавляет аутоиммунную активность иммунных клеток, воздействуя на них при помощи молочной кислоты. Ее молекулы активируют цепочку генов, связанную с реакцией клеток на недостаток кислорода, в результате чего активность иммунных клеток замедляется и они начинают вырабатывать меньше провоспалительных сигналов", - пишут исследователи.

К такому выводу пришла научная группа под руководством профессора Гарвардской медицинской школы в Бостоне Франциско Квинтаны, изучавшая изменения в работе так называемых дендритных клеток, своеобразных "дирижеров" иммунной системы, после развития рассеянного склероза и во время обострений болезни.

Сбои в работе дендритных клеток считаются одной из причин развития рассеянного склероза и прочих аутоиммунных болезней, однако точные причины механизмов этих сбоев оставались неясны. Авторы работы выяснили в ходе опытов на иммунных клетках мышей, страдавших от аналога человеческого рассеянного склероза, что развитие болезни сопровождается нарушениями в работе цепочки генов, связанной с белком HIF1A.

Пробиотики для лечения рассеянного склероза

HIF1A представляет собой сигнальную молекулу, которая управляет реакцией организма на нехватку кислорода. Проведенные учеными опыты показали, что низкая активность HIF1A в иммунных клетках мышей с рассеянным склерозом способствует развитию воспалений, что усугубляет симптомы болезни.

Исследователи также выяснили, что лактат - производная молочной кислоты, которую вырабатывают дендриты и имунные клетки, участвует в процессе, повышающем активность белка HIF1A. Это приводит к уменьшению числа сигнальных молекул, провоцирующих воспаление. Схожего эффекта ученые смогли добиться при помощи искусственных пробиотиков, вырабатывающих большие количества молекул молочной кислоты. Для этого они создали специально модифицированную кишечную палочку.

По словам исследователей, введение культур этой кишечной палочки в организм мышей значительно снизило активность дендритных и иммунных клеток, связанную с развитием рассеянного склероза, что облегчило симптомы болезни у грызунов. Схожим образом, как надеются ученые, эти искусственные пробиотики повлияют на работу иммунитета людей с аутоиммунным заболеванием.

"В последние десятилетия мы выяснили, что кишечные бактерии серьезно влияют на центральную нервную систему. Одна из причин, почему в этом исследовании мы сфокусировались на рассеянном склерозе - это стремление выяснить, можем ли мы воспользоваться воздействием [кишечних бактерий], чтобы бороться с аутоиммуными заболеваниями мозга. Результаты предполагают, что можем", - сказал ведущий автор работы Франциско Квинтана.