Российский университет медицины

Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины

Мозг пожилых мышей омолодили при помощи инъекций белка крови

24 августа 2023

Исследователи из США обнаружили, что инъекции белка, присутствующего в высоких концентрациях в "молодой крови", оказывают сильное омолаживающее действие на мозг пожилых грызунов. Об этом сообщила пресс-служба Университета Калифорнии в Сан-Франциско (UCSF). Исследование опубликовано в журнале Nature.

"Мы обнаружили, что белок PF4 омолаживает иммунную систему и заставляет ее вырабатывать меньше сигналов, ускоряющих старение, в результате чего мозг реже страдает от воспалений, а его клетки активнее формируют новые связи и лучше справляются с задачами. При его помощи мы омолодили мозг пожилых мышей, которые были сравнимы по возрасту с 70-летними людьми, на условные 30-40 лет", - заявил доцент UCSF Сол Вилледа, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

В 2005 году ученые обнаружили, что соединение кровеносных систем молодых и пожилых крыс привело к омоложению мозга последних. Эти опыты породили массу споров насчет природы этих улучшений. Недавно ученые подтвердили, что омоложение мозга действительно происходит, а также связали улучшение когнитивных способностей грызунов с высокой долей белка CLU в плазме крови молодых мышей.

Вилледа и его коллеги обнаружили, что важную роль в процессе омоложения также играет еще один белок крови, тробмоцитарный фактор 4 (PF4). Он вырабатывается тромбоцитами и играет важную роль в свертывании крови и заживлении ран, а также в развитии воспалений и в борьбе с некоторыми инфекциями, такими как малярия.

Белковое омоложение нервной системы

Концентрация этого белка, как недавно обнаружили авторы работы, была значительно выше в плазме крови молодых грызунов, чем у их пожилых сородичей. Ученые решили выяснить, что произойдет, если ввести больше PF4 в кровоток пожилых мышей без каких-либо других компонентов "молодой крови".

Для этого исследователи взяли 12 мышей в возрасте 22 месяцев, что эквивалентно человеческим семидесяти годам, и начали вводить половине из них большие дозы PF4 на протяжении примерно трех недель. Последующие наблюдения показали, что инъекции белка значительно снизили частоту развития воспалений в нервной ткани, а также заметно повысили пластичность нервной системы (способность нервных клеток формировать новые связи), и улучшили когнитивные способности грызунов.

В частности, грызуны повторно приобрели интерес к изучению новых, незнакомых для них объектов окружающей среды, и начинали быстрее запоминать место выхода из лабиринта. Как отмечают исследователи, инъекции PF4 вывели когнитивные способности пожилых мышей на уровень относительно молодых грызунов, чей возраст сравним с человеческими 30-40 годами.

В дополнение к этому, ученые обнаружили, что концентрации PF4 растут при физических нагрузках, а также при введении гормона долголетия Klotho в организм грызунов. Это объясняет то, почему зарядка и занятия спортом, а также инъекции Klotho замедляют старение нервной системы, подытожили исследователи.