Российский университет медицины

Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины

Белок бактерий защитит от вирусных инфекций

17 ноября 2014

Новое исследование обнаружило, что иммунная реакция на бактериальную инфекцию также помогает организму справляться с вирусными атаками. Результаты исследования,опубликованные в журнале Science, могут лечь в основу нового подхода к лечению вирусных инфекций, в частности, вызываемых ротавирусами.

Клетки человеческого организма по-разному реагируют на вторжение патогенных вирусов и бактерий путем включения различных генов и выработки специфических защитных молекул. Когда ученые из университета штата Джорджия делали мышам инъекции белка флагеллина, входящего в состав жгутиков бактерий, это активировало противомикробный ответ организма, и благодаря ему животные смогли выжить после введения смертельной дозы патогенных бактерий.

Когда клетки обнаруживают молекулу этого белка, они стимулируют другие клетки выделять интерлейкин-22 (ИЛ-22) и интерлейкин-18 (ИЛ-18) – сигнальные молекулы, помогающие организовать защитную иммунную реакцию.

Однако когда этих мышей инфицировали ротавирусом, который поражает клетки тонкого кишечника и вызывает тяжелую диарею у маленьких детей, это защитило их от инфекции, несмотря на отсутствие у вирусов флагеллина. Как полагают исследователи, ИЛ-22 повышает устойчивость клеток кишечника к вирусной инфекции, а ИЛ-18 стимулирует самоуничтожение (апоптоз) зараженных клеток. Поэтому эти молекулы способствуют борьбе как с бактериями, так и с вирусами. Как показали дальнейшие исследования, введение животным ИЛ-22 и ИЛ-18 вызывает тот же противовирусный эффект, что и инъекции флагеллина.

Ротавирусы эволюционировали, чтобы избежать иммунной атаки организма, однако их система не может противодействовать иммунному ответу организма на бактериальный белок или комбинацию интерлейкинов. Таким образом, организму можно помочь бороться с вирусами путем активации антибактериального ответа.