Проект кафедры истории медицины Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова

Обзор медицинских музеев Парижа

25 марта 2013

Медицинские музеи Парижа – сфера культуры далекая от рядовых путешественников. Залы их немноголюдны и построены таким образом, что по большому счету могут вызвать интерес только у специалиста. Разве может обычный человек понять для чего и как использовались многочисленные щипцы, банки, склянки и прочие принадлежности? Догадаться можно, и очень интересно наблюдать по лицам туристов как доходит значение предмета до сознания. Исход этих размышлений предсказуем – «Ой!» и рука в ужасе прикрывает рот! Таблички у экспонатов скупы на объяснения, а двуязычное содержание оставляет лишь совсем небольшую возможность ввести интересующегося  в курс дела. Но  это все для обывателя, а для профессионала? Наш ответ – страшно интересно!

Итак, первый и главный Музей истории медицины Франции. Расположен он в самом центре города в здании Медицинского факультета университета Рене Декарта. Это учреждение часть знаменитой Сорбонны. Как театр начинается  с вешалки, так и Музей, о котором мы повествуем,  предваряет роскошные фойе старинного особняка. Строгость и сдержанностей, ковка с уместной позолотой настраивают на знакомство с одной из лучших медицинских коллекций Европы. Музей -  это один большой зал с балконами и витринами по всему периметру. Мы не видели фондов этого музея и не знаем, что скрыто от глаз посетителей, но основная экспозиция значительная. Построена она по классическому принципу от древности до наших дней. Всего мы насчитали 40 витрин. Экспонаты, особенно периода рабовладельческого общества, очень интересны и уникальны. Здесь первые хирургические инструменты - скальпели и щипцы, имеются образцы изделий, приносившихся в жертву богам за исцеление. Большая часть таких предметов собрана в этнографических музеях, и увидеть здесь эти вещи очень любопытно. В музее мало картин, схем таблиц. Все внимание сосредоточено на конкретных предметах, а если и весит картина, то это холст, выполненный  маслом,  известного врачевателя, чьи заслуги в истории медицины Франции неоспоримы. К примеру, нам понравился очень красивый портрет  Ренэ Лаэнека.   Средневековый период представлен инструментами Амбруаза Парэ. Конечно, он их не держал в руках, но мы понимаем,  что вся структура инструментов началась именно с него. И вся эволюция ампутационных ножей, скальпелей, пил, ретракторов, а также протезов утраченных конечностей, каутеров, трепанов представлена во всем многообразии.  Нас удивила коллекция по урологии. Раньше мы даже не представляли, как далеко шагнула техника. Уже впервой половине XIX века арсенал инструментов для трасуретральных вмешательств был  достаточно солиден. Видно, что оперирующий должен был обладать большим мастерством, знанием анатомии и терпением. Что до больного, то пойти на такую операцию могли заставить только самые крайние обстоятельства.

Невозможно пройти мимо коллекции по акушерству и гинекологии, офтальмологии, систем для наркоза, первых приборов для  электрокардиографии.

Особо следует  остановиться на зубоврачебной коллекции. Она лаконична (всего одна витрина), но все, что придумало человечество в области зубоврачевания, в ней есть. По одному предмету от пеликанов до современных пломбировочных материалов и ортопедических конструкций. Такой концепции на наш взгляд следует придерживаться. Это дает целостное представление. И хотя музей рассчитан в большей степени на специалистов и людей интересующихся, для введения в специальность и общего понимания путей развития того или иного раздела медицины, он представляет несомненный интерес.

Музей работает ежедневно, кроме субботы и воскресенья, с 14 до 17 часов. Стоимость билета для взрослого человека 3,5 евро, для студента на  половину меньше. 

Музей Депюэтрена находится по соседству с музеем истории медицины. По сути – это анатомический музей. Его коллекция – это препараты различной патологии, которые заботливо собраны в одном небольшом зале. Беглым взглядом мы их насчитали свыше тысячи. Принцип экспонирования классический – от аномалий опорно-двигательной системы до врожденных уродств. Интерес вызывает и витрина, где показано, каким образом приготавливаются эти препараты. Сразу вспоминается, что в наши студенческие годы мы не имели возможности видеть патологию таким наглядным  образом. Известно, что в России много малых коллекций, а также есть отдельные экспонаты  с очень интересным содержанием, однако целостного музея, который можно было бы использовать в образовательных целях,  нет. Кстати, музей Депюэтрена расположен непосредственно в университетском кампусе и студенты там самые частые посетители. Настоятельно рекомендуем потратить  3,5 евро и провести час в этом интересном для врачей и студентов месте.   Кстати, на территории университета есть не плохое кафе, в котором можно  перевести дух,  и  окунуться, так сказать, в атмосферу студенческой жизни.

Музей Пастера – особая тема. Французы  боготворят  его имя, которым назван   не только институт, но целый район города. Музей работает ежедневно, но поскольку расположен он в действующем научном центре, для прохода на его территорию от посетителя требуется паспорт. Всемпосетителям  выдаются именные бейджи,что позволяет  подняться на второй этаж  красивейшего особняка, где   когда-то жил и работал  Пастер, а ныне  покоится его прах. Крипта расположена на первом этаже. Экскурсий всего по три в день. В 14, 15, 16 часов. Каждая длится один час. Экскурсоводов нет, но самостоятельное перемещение по нескольким комнатам, составляющих экспозицию, пресекает бдительная смотрительница. Для знатоков французского языка  предусмотрен аудиогид, который  ведет вас через колонки от витрины к витрине. Для англоговорящих туристов сделан кит, читая который можно также следовать за логикой рассказа. Занятие довольно скучное, но посмотреть стоит.  Нам очень понравился памятник во дворе института. Он посвящен победе над страшной болезнью, которую мы благодаря открытию Пастера давно забыли – бешенство!

Раньше для посещений был открыт и музей Пьера Фошара. Однако уже больше года его собрание не доступно даже специалистам. А жаль, ведь разнообразный инструментарий и многие зубоврачебные приемы ввел в обращение именно он.

При правильно организованной логистике перемещений все три музея можно бегло посмотреть за один день. В первом надо сразу спросить карточку-путеводитель. Это поможет вам  легко ориентироваться.

С нескрываемым удовольствием мы отметили, что многое  из увиденного,   есть и в нашем университетском музее. А зубоврачебная коллекция кратно превосходит Париж.

К.А. Пашков, П.В. Шадрин

 

Музей Депюэтрена В студенческом кафе университета Декарта
Музей Депюэтрена
В студенческом кафе университета Декарта
Коллекция врачебных печатей Трепан со сменными наконечниками XVII века
Коллекция врачебных печатей
Трепан со сменными наконечниками XVII века
Протез правой руки XVI века Гастроскоп, середина  ХХ века
Протез правой руки XVI века
Гастроскоп, середина ХХ века
Павел Шадрин в Музее истории медицины Франции< Коллекция пеликанов XVI – XIX века
Павел Шадрин в Музее истории медицины Франции
Коллекция пеликанов XVI – XIX века
Здание Института Луи Пастера Памятник Луи Пастеру
Здание Института Луи Пастера
Памятник Луи Пастеру
Экспонаты музея Депюэтрена Экспонаты музея Депюэтрена
Экспонаты музея Депюэтрена
Экспонаты музея Депюэтрена
Экспонаты музея Депюэтрена Экспонаты музея Депюэтрена
Экспонаты музея Депюэтрена
Экспонаты музея Депюэтрена
Экспонаты музея Депюэтрена Константин Пашков у входа в дом Пастера
Экспонаты музея Депюэтрена
Константин Пашков у входа в дом Пастера
Памятник победе над Бешенством Коллекция медицинских предметов и инструментов Галло-Романского периода (131-201)
Памятник победе над Бешенством
Коллекция медицинских предметов и инструментов Галло-Романского периода (131-201)
Корсет детский, конец XIX века. Павел Шадрин в Музее истории медицины Франции<
Корсет детский, конец XIX века.
Павел Шадрин в Музее истории медицины Франции