ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины
Музей Шарите
Название госпиталя «Шарите» в Берлине, для русского уха почти культовое. Тысячи наших соотечественников ежегодно приходят в стены с трехсотвековой историей. Более ста клиник и институтов, объединенных в 17 Шарите-центров, образуют крупнейший медицинский комплекс в Европе. И репутация этой больницы подкреплена не только родами радистки Кэт (Кэтрин Кин).
Что до истории, то судите сами - Теодор Бильрот, Рудольф Вирхов, Герман Гельмгольц, Роберт Кох… и список можно продолжить. Именно поэтому музей истории медицины, разместившийся на четырех этажах в одном из флигелей комплекса вызвал у нас неподдельный интерес.
Фотографировать здесь нельзя. Порядок блюдут десяток видеокамер (как в банке) и грозные фрау, с недоверием поглядывавшие на фотоаппарат висевший у меня через плечо. Честно говоря, ожидали большего. Но, обо всем по порядку.
Второй этаж – начало экспозиции. Несколько анатомических моделей, редкие инструменты из лор-наборов, несколько крупномеров – операционный стол (середины ХХ века), зубоврачебный рентгеновский аппарат, деревянная ванна для анатомических целей. В центре зала два ряда деревянных стеллажей, защищённых от шаловливых рук посетителей металлической сеткой. На стеллажах масса всяких медицинских предметов, от зубов до банок с препаратами. Этакий перформанс или просто места на складе нет.
Третий этаж демонстрирует эволюцию хирургического инструментария, инвазивных методов исследования, средства диагностики. Самое интересное - анатомическая коллекция. Нам показалось очень разумным, как представлен этот раздел. Все препараты разложили по стеллажам от нормы к патологии: головной мозг, сердце, легкие, печень, почки, репродуктивные органы. Таким образом, возникает целостная картина, что и как устроено, и как это может видоизменяться при разных болезнях. Для обывателя - очень познавательно.
На четвертом этаже показано развитие основных научных направлений медицины. Десять инсталляций: фармация с аптекарскими банками; акушерство с деревянным креслом и щипцами; функциональная кровать, к которой в проекции больного подведены инфузионные катетеры, эндотрахеальная трубка, дренажные трубки, мочевой катетер и электроды кардиомонитора. Есть даже пенопластовый бокс с надписью «органы для трансплантации». Есть ли место современности в музее? - вопрос дискуссионный, но очень уместно завершают картину блестящие титановые инструменты, свернутый одноразовый халат и бахилы для операционной, поскольку именно эти предметы помогают визуально пройти путь от кожаного фартука цирюльника до сияющего белизной хирурга современности. В целом, все довольно познавательно и рассчитано на самый широкий круг посетителей. В основном это школьники. Пока мы осматривали коллекцию, прошло три группы по двадцать человек. Цена билета 3,5 евро для школьника и 7 евро для взрослых.
С профессиональной точки зрения впечатление неоднозначное. Музейного духа нет. Экспозиция больше похожа на временную выставку. Может слишком скупой дизайн, урбанистичный интерьер, стремящийся к примитивизму художественный ряд, привели нас к такой оценке, но по сравнению с другими музеями Европы (тем же Ингольштадтом), все это не очень соответствует клинике и городу с таким прошлым. Мы практически не встретили в экспозиции вещей, ради которых сюда нужно ехать. Очень не хватает этому музею своей Джоконды!