Современные аборигены Филиппин оказались ближайшими родичами денисовцев

18 августа 2021

Генетики обнаружили, что представители одного из племен филиппинской народности аэта являются самым близкими родичами вымерших "алтайских людей". Их геном содержит в себе на 30-40% больше следов денисовцев, чем ДНК народов Австралии и Океании, пишут ученые в статье в журнале Current Biology.

"Многие коренные народы Филиппин недавно контактировали с мигрантами из Восточной Азии, чьи геномы почти не содержат в себе вкраплений ДНК денисовцев. Мы обнаружили, что предки племени аэта магбукон избежали этого, благодаря чему их геном содержит самое большое число следов древних людей", - заявил профессор университета Уппсалы (Швеция) Маттиас Якобсон, чьи слова приводит пресс-служба журнала.

В начале текущего десятилетия палеогенетики из Германии и их российские коллеги-археологи сообщили об открытии "третьего" вида древних людей, чьи останки были найдены в алтайской Денисовой пещере. Эти находки, как обнаружили исследователи, содержали в себе обрывки генома ранее неизвестного представителя рода Homo. Впоследствии другие останки денисовцев были обнаружены в тибетской пещере Байшья.

"Алтайские люди" не исчезли бесследно. Часть их генов и характерные для них мутации присутствуют в геномах современных полинезийцев, индейцев Южной Америки и ряда народов Юго-Восточной Азии. Более того, недавние находки в Тибете показали, что кроманьонцы контактировали с "алтайскими Homo" как минимум два раза, получив от них гены, необходимые для выживания в высокогорном климате.

Традиционно считается, что ближайшими современными родственниками денисовцев являются аборигены Австралии и островов Полинезии и Микронезии, унаследовавшие около 3-3,5% своего генома от древних "алтайских людей". Якобсон и его коллеги выяснили, что они серьезно уступают в этом отношении представителям некоторых народов, которые проживают сегодня на территории Филиппин.

Реальные наследники денисовцев

Ученые пришли к такому выводу в рамках масштабной генетической переписи, которую они проводили среди представителей 118 народностей, населяющих Филиппинские острова. В общей сложности генетики проанализировали свыше 2,3 млн генотипов, полученных от представителей этих народов, а также от племен папуасов и австранезийцев, проживающих в других регионах мира.

Сопоставив их геномы между собой, Якобсон и его коллеги обнаружили, что доля денисовской ДНК в них очень сильно различалась для представителей разных племен, населяющих Филлиппины. В некоторых случаях она была крайне низкой, тогда как в других она превосходила аналогичные значения для папуасов и австранезийцев.

В частности, генетики обнаружили, что этот показатель был рекордно высоким фактически для всех представителей племени аэта магбукон - в их ДНК в среднем содержалось около 4-4,5% генетического наследия "алтайских людей". В этом отношении они на 30-40% превосходили жителей островов Океании и аборигенов Австралии.

Это, как считают Якобсон и его коллеги, свидетельствует о том, что жители Филиппин напрямую контактировали с денисовцами в тот момент времени, когда их предки заселили острова или прилежащие к ним регионы Азии. Впоследствии доля денисовской ДНК в их геноме уменьшилась после того, как на архипелаг начали мигрировать другие племена людей из Восточной Азии.

Как надеются ученые, последующее изучение геномов аэта магбукон и других племен аборигенов Филиппин с высокой долей генетического наследия денисовцев поможет им понять, контактировали ли предки жителей архипелага и островов Океании с одной и той же или разными группами "алтайских людей". Это ускорит поиски останков древних соседей кроманьонцев, о существовании которых мы пока знаем лишь по двум находкам в пещерах Алтая и Тибета.