Ученые выяснили, как именно у пациентов с коронавирусом образуются тромбы

24 февраля 2022

Молекулярные биологи выяснили, что тромбы возникают в сосудах носителей COVID-19 спонтанно, поскольку в их крови содержатся антитела, которые атакуют стенки кровеносных сосудов. Результаты исследования опубликовал научный журнал Arthritis & Rheumatology.

Подавляющее большинство смертей от осложнений при COVID-19 связаны не с проникновением частиц коронавируса в клетки организма, а с воспалениями, которые провоцирует инфекция. В некоторых случаях иммунитет из-за этого начинает атаковать различные ткани организма, в результате чего в сосудах появляются тромбы, повреждаются сердечная мышца и другие важные органы.

В новом исследовании молекулярные биологи под руководством доцента Мичиганского университета в Энн-Арбор Джейсона Найта выяснила, как именно появляются эти тромбы. Исследователи изучали иммунные клетки и антитела в крови пациентов, страдающих от тяжелых форм COVID-19.

Ученые давно интересуются, вырабатывает ли организм носителей SARS-CoV-2 антитела, которые атакуют не вирус, а компоненты кровеносной системы и клетки легких и мозга. Их существование объяснило бы некоторые симптомы, характерные как для тяжелых форм COVID-19, так и для постковидного синдрома.

Найти и его коллеги случайно обнаружили источник этих антител при изучении взаимодействий между сывороткой крови больных и различными культурами человеческих и мышиных клеток. Ученые выяснили, что в крови носителей COVID-19 есть множество B-клеток, которые вырабатывают антитела, соединяющиеся не с вирусными частицами, а с молекулами так называемых фосфолипидов.

Так биологи называют сложные органические жироподобные вещества, которые покрывают оболочку многих типов клеток, в том числе и кровеносных сосудов. При развитии волчанки и некоторых других аутоиммунных болезней иммунитет начинает ошибочно атаковать эти молекулы, что приводит к развитию воспалений и к спонтанному формированию тромбов в артериях и венах.

Нечто похожее, как обнаружили Найт и его коллеги, иногда происходит в результате проникновения коронавируса в организм человека. Эту особенность болезни можно использовать для диагностики и защиты пациентов от фатальных последствий развития тяжелых форм COVID-19, подытожили ученые.