Длительная жизнь в космосе изменила характер связей между клетками мозга

26 февраля 2022

Медики выяснили, что длительная жизнь на борту МКС заметным образом изменила взаимодействия нервных клеток в белом веществе мозга. Этот вывод основывается на исследовании 12 космонавтов, результаты которого опубликовал научный журнал Frontiers in Neural Circuits.

"По всей видимости, эти изменения связаны с тем, что космонавтам приходится быстро адаптироваться к передвижению в невесомости. В результате меняется структура связей между нервными клетками мозга", – объяснил один из авторов исследования, научный сотрудник Университета Дрекселя (США) Андрей Дорошин.

Исследователи уже много лет изучают, как жизнь в космосе влияет на здоровье и работу иммунной системы людей и животных. К примеру, недавно выяснилось, что долгие полеты в космос бесповоротно ослабляют мускулы спины и ведут к "округлению" сердца. Опыты на животных также показали, что полет к Марсу может негативно повлиять на психику и умственные способности астронавтов из-за того, как космические лучи воздействуют на клетки мозга.

Дорошин и его коллеги, среди которых специалисты Института медико-биологических проблем РАН и НИУ ВШЭ, в ходе нового исследования изучили, как длительная жизнь в космосе влияет на архитектуру мозга и взаимодействия между его отдельными регионами и нервными клетками. Ученые наблюдали за здоровьем 12 российских космонавтов, которые участвовали в долговременных экспедиций на МКС.

Чтобы отследить эти изменения, ученые исследовали мозг космонавтов с помощью магнитно-резонансного томографа за несколько дней до полета на станцию, сразу после возвращения на Землю и через семь месяцев после посадки. Эти данные ученые обработали при помощи специальных алгоритмов, которые позволяют отследить связи между разными регионами белого вещества мозга, опираясь на характер движения молекул воды внутри них.

Оказалось, что длительная жизнь в космосе заметным образом изменила обоюдную связь тех регионов мозга, которые отвечают за контроль над движениями и за их инициацию. В частности, ученые обнаружили существенные изменения в характере взаимодействий нейронов в полосатом теле мозга, в мозжечке, а также в белом веществе, расположенном между фронтальной и височной корой.

Эти изменения частично сохранялись даже через семь месяцев после посадки. Это можно объяснить за счет того, что изменения возникли в результате адаптации мозга человека к жизни в космосе. Однако ученые не исключают и того, что часть изменений стала результатом случайного перераспределения жидкости в черепе и других физиологических последствий длительного пребывания в невесомости.

Дорошин и его коллеги надеются, что дальнейшие экспедиции на МКС и более длительные наблюдения за работой мозга космонавтов помогут ученым понять, с чем связаны изменения в характере связей между клетками мозга. Ответ на этот вопрос, в свою очередь, позволит медикам выработать стратегии для восстановления нормальной работы мозга, если перемены в его работе будут признаны опасными для здоровья членов экипажа МКС.