Противоэпилептический препарат ускорил восстановление мозга после инсульта

1 июня 2022

Американские ученые обнаружили, что габапентин улучшает работу мозга после инсульта: ускоряет восстановление и способствует формированию новых связей между клетками. Работа опубликована в журнале Brain. О результатах в понедельник сообщила пресс-служба университета штата Огайо (OSU).

«Нервная система млекопитающих обладает некоторой способностью к регенерации, однако ее явно не хватает для постинсультного восстановления. Мы обнаружили, что габапентин блокирует работу тех ионных каналов в нейронах, которые ограничивают процесс восстановления клеток мозга и снижают уровень их пластичности», — заявил доцент OSU Андреа Тедечи, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

Инсульт возникает из-за разрыва сосуда или закупорки артерий в мозге, что приводит к параличам, другим неврологическим нарушениям или даже к смерти. Обычно человеку, только что перенесшему инсульт, тяжело говорить, воспринимать речь и ходить, он не в состоянии поднять обе руки над головой одновременно, уголок рта может отвисать при попытке улыбнуться, голова болит, а зрение может стать нечетким. Согласно статистике World Stroke Organization, ежегодно инсульт возникает у 12,2 млн человек по всему миру, примерно половина умирает.

Ранее ученые обнаружили, что после травм позвоночника спинной мозг заживает быстрее, если принимать габапентин – препарат, который в основном назначают при эпилепсии и нейропатических болях. Андреа Тедечи предположил, что препарат можно использовать и для восстановления головного мозга после инсульта.

Опыты на мышах, перенесших инсульт, показали, что лекарство практически не влияло на состояние сосудов и защищало клетки от гибели. Зато выжившие клетки выпускали больше отростков, формировали новые связи и лучше встраивались в участки, контролирующие передние конечности.

Габапентин действовал на мозг грызунов, блокируя некоторые типы кальциевых ионных каналов. Исследователи обнаружили, что эти белковые структуры “тормозят” формирование новых связей между нервными клетками. Активность каналов резко повышается после инсульта и мешает восстановлению работы мозга.

Ученые надеются, что изучение этих процессов позволит создать препараты, которые будут эффективнее, чем габапентин.