Возникновение диабета второго типа связали с раком груди

7 июня 2022

Американские молекулярные биологи раскрыли механизм, вызывающий рак груди у женщин с диабетом второго типа чаще, чем у других. Работа опубликована в журнале Nature Cell Biology. О результатах в понедельник сообщила пресс-служба университета Калифорнии в Сан-Диего (UCSD).

При диабете второго типа поджелудочная железа не вырабатывает достаточно гормона инсулина, регулирующего поступление сахара в клетки. В результате в крови циркулирует слишком много глюкозы. Это приводит к нарушению кровообращения, нервной и иммунной системы.

Исследователи отмечают, что риск развития рака молочной железы на 20-27% выше у женщин с диабетом, чем с другими заболеваниями. Однако развитие диабета начинает увеличиваться через два года после постановки диагноза “рак”, а через 10 лет риск возрастает на 20%. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно рак груди диагностируют у 2,3 млн женщин, а умирают 685 тыс.

Ученые проанализировали молекулы, которые выделяют раковые клетки и выяснили, что они вырабатывают много РНК-молекулы miR-22. Эта цепочка нуклеотидов обычно не встречается за пределами тканей и клеток печени, где РНК-молекула управляет метаболизмом жиров, а также играет важную роль в развитии гепатита C и одной из форм карциномы.

Авторы работы изучили влияние miR-122 на органы мышей, которым вводили эти РНК-молекулы или раковые клетки. Эксперименты показали, что большие скопления miR-122 проникали в островковые клетки поджелудочной железы и подавляли выработку молекул инсулина. Так они обеспечивают себя калориями для быстрого роста и размножения, а также лишают питания соседние здоровые клетки.

"Мы раскрыли механизм, указывающий на то, что раковые клетки подавляют нормальную работу поджелудочной железы и заставляют ее вырабатывать меньше инсулина. Это ведет к тому, что уровень глюкозы в кровотоке женщин с раком груди становится значительно выше, чем у их здоровых сверстниц", — заявила профессор UCSD Эмили Вонг, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

Исследователи предположили, что раковые клетки можно подавить, если нормализовать уровень сахара в организме. Они обнаружили, что инсулиновые импланты и лекарства от диабета замедлили рост опухолей и улучшили самочувствие грызунов.

Авторы работы надеются, что благодаря этому исследованию рак груди начнут лечить при помощи препаратов, блокирующих работу miR-122.