Большое число микробов микрофлоры оказалось связано с развитием депрессии

12 декабря 2022

Европейские медики обнаружили, что вероятность развития разных форм клинической депрессии заметным образом повышается, если в кишечнике человека наблюдается избыток или недостаток бактерий, производящих серотонин и прочие важнейшие сигнальные молекулы мозга. Выводы ученых были опубликованы в статье в журнале Nature Communications.

"Мы обнаружили, что вероятность развития депрессии заметным образом зависит от численности и разнообразия видового состава сразу 13 родов бактерий, обитающих в кишечнике человека. Все эти микробы участвуют в производстве важнейших сигнальных молекул мозга, предположительно связанных с развитием депрессии", - пишут исследователи.

Организм млекопитающих содержит примерно в 10 раз меньше клеток, чем в нем присутствует бактерий, грибков и прочих представителей микрофлоры. Долгое время исследователи считали, что ее состав влияет в основном только на метаболизм, однако наблюдения последних лет указали на то, что особенности в составе микрофлоры влияют на вероятность развития рака и других болезней, а также на поведение людей и животных.

Группа нидерландских и британских медиков под руководством Наджафа Амина, доцента Университета имени Эразма Роттердамского в Роттердаме (Нидерланды), открыла первые свидетельства того, что видовой состав микрофлоры и численность различных бактерий в кишечнике заметным образом влияют на вероятность развития различных форм клинической депрессии.

Бактериальные корни депрессии

Ученые совершили это открытие в рамках масштабного исследования, в организации которого участвовало свыше 2,6 тыс. человек, проживающих в одном и том же районе города и относящихся к шести разным этническим группам. Ученые всесторонне изучили состояние их психики, а также собрали образцы микрофлоры и генома.

Последующий анализ и сравнение этих проб помогли исследователям выделить несколько десятков видов микробов, так или иначе влиявших на частоту развития депрессии среди всех групп участников исследования. Эти бактерии относились к 13 различным группам микробов, в том числе к родам Eggerthella, Subdoligranulum, Lachnoclostridium, Hungatella и Ruminococcaceae.

Последующее изучение данных показало, что повышенная концентрация некоторых из этих бактерий в пищеварительной системе, в частности представителей родов Hungatella, Eggerthella и Lachnoclostridium, способствовала развитию депрессии и похожих на нее расстройств психики. Избыток же микробов из родов Subdoligranulum и Ruminococcaceae, наоборот, понижал этот риск.

Все эти микробы, как отмечают исследователи, отвечают за выработку молекул глутамата, серотонина, гамма-аминомасляной кислоты и прочих важнейших сигнальных молекул нервной системы. Все эти вещества, предположительно, задействованы в развитии депрессии, что объясняет то, почему избыток или недостаток определенных микробов в кишечнике повышает или же понижает риск развития данной болезни, подытожили ученые.