Раскрыт механизм проникновения метастазов в кровеносные сосуды

13 декабря 2022

Исследователи из США выяснили, что метастатические раковые клетки способны особым образом взаимодействовать со стенками сосудов и делать их более проницаемыми, что ускоряет распространение вторичных опухолей по организму больного. Об этом во вторник сообщила пресс-служба Американского физического института (AIP).

"Здоровые клетки сосудов вытянуты в одном определенном направлении, что играет важную роль в обеспечении целостности стенок сосудов. Мы обнаружили, что это свойство нарушается при появлении раковых клеток в окрестностях сосудов, что способствует распространению метастаз по организму", - заявил научный сотрудник Политехнического института Ренсселера в Трое (США) Фань Цзе, чьи слова приводит пресс-служба AIP.

Фань Цзе и его коллеги открыли ранее неизвестный механизм, который позволяет метастатическим раковым клеткам проникать в кровеносную систему и распространяться в другие органы тела человека. Ученые совершили это открытие при изучении взаимодействий между культурами клеток сосудов и различных типов опухолевых клеток, извлеченных из первичных и вторичных новообразований разной степени агрессивности.

В ходе этих опытов ученые пытались понять, какие сигналы или механические действия вырабатывают или исполняют клетки-прародители метастазов рака в те моменты времени, когда они проникают через стенки сосудов. Руководствуясь этой идеей, Фань Цзе и его коллеги проследили за тем, как меняется поведение клеток сосудов в тех случаях, когда метастазы напрямую контактировали с ними или же находились на небольшом расстоянии от них.

Последующие наблюдения показали, что прямой контакт между опухолевыми тельцами и стенками сосудов заметным образом менял поведение последних. Как правило, клетки сосудов теряли характерную для них упорядоченную структуру и форму и сдвигались в сторону опухоли. По словам ученых, внутри реального организма это приведет к нарушению целостности стенок сосуда и к проникновению метастатических клеток в кровоток.

Последующее изучение этого процесса, как надеются Фань Цзе и его коллеги, поможет им создать препараты или терапии, которые будут мешать раковым клеткам нарушать целостность стенок сосудов. Это значительно снизит вероятность развития метастаз и повысит шансы на выживание пациентов, подытожили исследователи.

О метастазах

Как сегодня считают онкологи, человеческий иммунитет достаточно неплохо сдерживает рост первичных опухолей. С другой стороны, когда их клетки приобретают способность двигаться самостоятельно, возникают метастазы, которые иммунная система по каким-то причинам просто не видит. По текущим оценкам американских ученых, около 90% смертей раковых больных приходится на случаи развития метастазов.

За последние годы биологи открыли сразу несколько механизмов, которые позволяют раку обходить внимание иммунной системы и распространяться по организму. В некоторых случаях его клеткам удается проникнуть внутрь определенных иммунных телец и заставить их "развозить" себя по другим частям организма, а в других случаях они учатся выдавать себя за зарастающую рану или "подделывать" набор сигналов, указывающий на запуск воспалительных процессов.