Применяемые при МРТ соединения гадолиния могут накапливаться в клетках почек

20 февраля 2023

В США выяснили, что соединения гадолиния, применяемые для повышения контраста МРТ-изображений, способны проникать внутрь клеток почек и накапливаться в них, что приводит к формированию наночастиц гадолиния и вызывает тяжелые сбои в работе органов. Работа опубликована в журнале Scientific Reports. Об этом сообщила пресс-служба Университета Нью-Мексико (UNM).

"Мы изучили образцы тканей, взятые у пяти пациентов, которые неоднократно проходили МРТ с контрастом, а также пяти добровольцев, не проходивших эту процедуру. Я крайне удивился после того, как мы обнаружили наночастицы гадолиния в клетках почек всех пяти добровольцев. Пока не понятно, как его атомы высвобождаются из препаратов, проникают в клетки и образуют там эти частицы", - заявил доцент UNM Брент Вагнер, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

В последние несколько десятилетий ученые активно создают особые вещества, так называемые контрастирующие агенты, которые проникают в изучаемые ткани органов или в раковые опухоли, где они накапливаются и "подсвечивают" их во время сеанса диагностики. Такой способностью обладают далеко не все элементы и молекулы, причем значительная часть из них токсична для организма.

Одним из самых популярных материалов для создания таких контрастирующих агентов сейчас является редкоземельный металл гадолиний, а также различные наноструктуры и соединения на его основе. Как правило, ученые особым образом "упаковывают" атомы гадолиния, что мешает им взаимодействовать с клетками и снижает токсичность данных средств для повышения контрастности МРТ-изображений.

Гадолиний и почки

Вагнер и его коллеги обнаружили, что в некоторых случаях такая "упаковка" соединений гадолиния не справляется с возложенной на нее задачей: атомы металла каким-то образом покидают ее и накапливаются внутри клеток почек. Ученые пришли к такому выводу в ходе изучения тканей тела пяти пациентов, у которых развился нефрогенный фиброз, тяжелая болезнь внутренних органов.

Специалисты считают, что заболевание возникает в результате накопления гадолиния в организме, однако как именно это происходит, исследователи не знали. Американские специалисты обнаружили, что значительная часть гадолиния "оседает" внутри почек, в клетках которых начинают формироваться наночастицы этого металла.

Ученые подтвердили это в ходе опытов на мышах, в чей организм ввели несколько контрастирующих агентов на базе гадолиния. Даже однократное введение этих средств приводило к образованию ежеобразных наночастиц из гадолиния в клетках кровеносных сосудов и эпителия почек грызунов.

Их появление, как отмечает Вагнер, сопровождалось развитием нарушений в работе почек грызунов, что говорит о высокой опасности контрастных агентов на базе гадолиния для организма пациентов. Это говорит о необходимости создания новых средств, способных усиливать контрастность МРТ и при этом безопасных для жизни человека, подытожили ученые.