Сбои в работе сотен генов в разных органах тела связали с апноэ

7 июня 2023

Американские и португальские молекулярные биологи обнаружили, что наличие храпа и других проблем с дыханием во время сна приводит к развитию сбоев в работе сотен генов, управляющих функционированием легких, сердца и других важнейших органов тела млекопитающих. Выводы ученых были опубликованы в статье в журнале PLoS Biology.

"Проведенные нами опыты раскрывают те механизмы, которые приводят к развитию повреждений органов у пациентов, которые периодически подвергаются действию гипоксии, недостатка кислорода, в результате развития у них апноэ. Эти сведения помогут нам выявить потенциальные "мишени" для терапий, которые будут предотвращать появление подобных проблем", - заявил доцент университета Цинциннати (США) Дэвид Смит, чьи слова приводит пресс-служба журнала.

По текущим оценкам ученых, примерно каждый десятый человек на Земле страдает от апноэ - проблем с дыханием во время сна, приводящих к развитию храпа, сонливости и другим нарушениям. До недавнего времени они не привлекали большого внимания, однако в последние два десятилетия биологов начали интересовать долгосрочные последствия развития апноэ.

Смит и его коллеги обнаружили, что апноэ вызывает серьезные сбои в работе нескольких сотен генов, которые отвечают за функционирование сердца, легких и других жизненно важных органов. Ученые пришли к такому выводу в ходе опытов на мышах, у которых исследователи искусственным образом вызвали подобие апноэ.

Генетические последствия развития апноэ

Для этого биологи посадили грызунов в клетку, концентрация кислорода в которой циклическим образом менялась, что имитировало то, как меняется доля кислорода в организме спящих носителей апноэ. Длительная жизнь в подобных условиях вызывала массовые сбои в работе нескольких сотен генов в клетках мышей.

Больше всего эти нарушения затронули работу легких, в клетках которых была нарушена активность почти 16% участков ДНК, отвечающих за функционирование органов дыхания. В чуть меньшей степени была затронута работа сердца, мозга и печени - в их клетках сбои были выявлены в работе около 5% генов.

При этом исследователи обнаружили, что больше всего подобные нарушения были характерны для тех генов, которые участвуют в регуляции биоритмов или проявляют суточную вариативность в активности. В общей сложности биологи выявили сбои в работе 74% этих участков ДНК в клетках легких, а также в 67% генов в мышечных волокнах сердца.

Как надеются Смит и его коллеги, последующее изучение сбоев в работе генов поможет понять, что именно нарушает их функционирование и как эти процессы можно подавить. Это позволит защитить носителей апноэ от появления серьезных нарушений в работе ключевых органов тела, подытожили исследователи.