Созданы две стабилизированные вакцины от вирусов полиомиелита OPV1 и OPV3

21 июня 2023

Американские и британские молекулярные биологи разработали кандидатные вакцины от полиомиелита, которые способствуют выработке иммунитета к двум возбудителям этой болезни, OPV1 и OPV3. Они отличаются от предшественников тем, что не подвержены большому числу случайных мутаций. Их применение позволит полностью ликвидировать полиомиелит, пишут исследователи в статье в журнале Nature.

"Мы создали две новые ослабленные вакцины от полиомиелита, защищающие пациентов от вирусов OPV1 и OPV3. Основой для их создания послужила недавно разработанная стабилизированная форма вакцины от вируса OPV2, в чей геном мы вставили гены OPV1 и OPV3, кодирующие оболочки этих патогенов. Опыты на мышах подтвердили высокую стабильность и эффективность новых прививок", - пишут исследователи.

Недавно медики столкнулись с двумя проблемами, которые могут привести к отказу от уже существующих вакцин от полиомиелита. Первая связана с тем, что один из компонентов классической трехвалентной прививки, ослабленный вирус полиомиелита второго типа (OPV2), начал мутировать и вызывать вспышки этой болезни. Вторая заключается в том, что применение прививок на базе вирусов OPV1 и OPV3 ускоряет эволюцию полиомиелита в тех регионах мира, где он еще полностью не уничтожен.

Новое поколение вакцин от полиомиелита

Группа американских и британских молекулярных биологов под руководством ведущего научного сотрудника Национального института биологических стандартов и контроля Великобритании Эндрю Макадама уже много лет работает над решением этой проблемы. Три года назад ученые создали стабилизированную версию вакцины на базе ослабленной версии вируса OPV2, мутации в геноме которого появляются очень редко.

Недавно ученые использовали аналогичный подход для разработки еще двух вакцин от полиомиелита, которые нацелены на выработку иммунитета к двум другим разновидностям вируса, OPV1 и OPV3. Для их создания авторы работы модифицировали геном созданной ими стабильной версии вируса OPV2, чтобы его оболочка содержала в себе белки, характерные для двух других возбудителей полиомиелита.

Используя этот подход, исследователи подготовили две новые кандидатные вакцины, nOPV1 и nOPV3, работу которых биологи проверили в опытах на мышах. Наблюдения ученых, что обе вакцины способствовали формированию иммунитета к полиомиелиту у грызунов, но при этом их длительное применение не приводило к появлению опасных вариаций вируса, способных вызывать полноценную инфекцию.

Более того, авторы обнаружили, что одновременное использование всех трех созданных ими вакцин приводило к выработке антител ко всем трем вирусам полиомиелита. Это позволит человечеству вернуться к использованию трехвалентных вакцин, наиболее эффективно защищающих организм от инфекции и необходимых для полного искоренения полиомиелита, подытожили исследователи.

Полиомиелит - острое инфекционное заболевание, вызываемое полиовирусом. Болезнь протекает тяжело, ее возбудитель может передаваться воздушно-капельным путем и при физических контактах. Вирус поражает серое вещество так называемых передних рогов спинного мозга и других отделов центральной нервной системы, что приводит к частичному или полному параличу.