Биологи подтвердили применимость световой терапии для лечения мерцательной аритмии

26 июня 2023

Европейские молекулярные биологи впервые продемонстрировали возможность использования световой терапии для неинвазивного лечения мерцательной аритмии и восстановления нормального сердечного ритма. Выводы ученых были опубликованы в статье в журнале Journal of Internal Medicine.

"Световая терапия мерцательной аритмии, для проведения которой не требуется электрошок, позволит пациентам восстанавливать нормальный сердечный ритм фактически в любой обстановке, что значительно улучшит качество их жизни и снизит риск гибели. Мы надеемся, что наши опыты станут большим шагом на пути к применению этого подхода в клинической практике", - заявил профессор Лейденского университета Даниель Пейнаппелс, чьи слова приводит пресс-служба журнала.

По статистике ВОЗ, мерцательная аритмия входит в число самых распространенных форм нарушений сердечного ритма. Число ее носителей повышается примерно на 8-9% каждое десятилетие. В 2010 году, по данным ВОЗ, оно достигло 33 миллионов человек. Сейчас для ее лечения используются как лекарства, так и различные формы шоковой терапии, восстанавливающей нормальный сердечный ритм.

Авторы исследования уже много лет работают над созданием более безопасной и безболезненной альтернативы применению электрошока при проведении кардиоверсии, процедуры по восстановлению нормального сердечного ритма. Сейчас ученые возлагают большие надежды на так называемую оптогенетику: в рамках этого подхода клетки сердца модифицируются таким образом, что их работой можно управлять при помощи вспышек света.

Неинвазивное лечение мерцательной аритмии

Для решения этой задачи биологи создали генную терапию, которая вставляет в ДНК кардиомиоцитов, клеток сердечной мышцы, инструкции по производству белка ReaChR, способного поглощать вспышки зеленого и красного света. Облучение подобных клеток при помощи лазера приводит к изменению характера сокращения миокарда, что позволяет восстанавливать нормальную работу сердца при помощи особых комбинаций вспышек света.

Работу этого терапевтического подхода исследователи проверили в опытах на крысах, предрасположенных к развитию мерцательной аритмии. Ученые ввели геномы светочувствительных клеток в организм грызунов и после этого попытались восстановить нормальную работу сердца, облучив их грудную клетку при помощи набора лазерных импульсов. Сила излучения и все его характеристики были подобраны таким образом, что они соответствовали тому, как оно бы действовало на человека.

Последующие наблюдения показали, что световая терапия нормализовала работу сердца у всех подопытных грызунов, и при этом в силе и в качестве действия она в целом не уступала влиянию на сердечные ритмы различных вариантов шоковой терапии. К тому же, новый подход для лечения аритмии не вызывал у крыс дискомфорта, и не требовалось особых условий для его проведения благодаря относительно низкой мощности лазерных импульсов.

Последнее, как отмечают исследователи, позволит использовать эту терапию для нормализации сердечных ритмов у пациентов с мерцательной аритмией фактически в любой обстановке, что значительно улучшит качество жизни больных. Ученые надеются, что успешное завершение проведенных ими опытов на животных ускорит проведение клинических испытаний терапии с участием добровольцев.