ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины
Тема семинара:
Основные цели и задачи преподавания истории медицины на лечебном факультете.
Общая методика преподавания, план проведения занятий, рекомендации к выбору тем для подготовки докладов и написания курсовых работ, требования к их написанию.
История медицины как наука, изучающая развитие медицинской теории и практики, тесным образом связана с развитием общества, сменой общественно-экономических формаций, историей культуры народов. Изучая прошлое медицины, мы можем оценить достижения современной медицины и проследить перспективы ее развития.
Знание истории медицины имеет большое значение для формирования мировоззрения будущего врача, обогащая его теоретическими знаниями, умением анализировать происходящие события, воспитания чувства гуманизма и патриотизма.
Прошлое медицины воссоздается на основе изучения фактов, источников. Все исторические источники делятся на 7 основных групп: письменные, вещественные (материальные), этнографические, устные (фольклорные), лингвистические, кинофотодокументы, фонодокументы.
Письменные источники - это рукописный или печатный документ, выполненный на папирусе, керамике, бумаге, камне, глине, дереве, коре и др. Они могут быть подлинными или копиями.
Вещественные (материальные) источники, основную часть которых составляют археологические памятники, включают и антропологический материал (ископаемые останки человека). Наука, которая занимается изучением болезней древних людей по костным останкам, называется палеопатологией.
Этнографические источники характеризуют явления культурной и общественной жизни, унаследованные человечеством от предшествующих эпох. К ним относятся суеверия, обряды, верования, обычаи, поверия и т.д.
Устные (фольклорные) источники - это созданные народом и характеризующиеся устной формой передачи образов реальной действительности.
Лингвистические источники - отображение в речевой форме реальной исторической действительности.
Кино-, фотодокументы - источники, фиксирующие события, которые могут быть воспроизведены повторно.
Фонодокументы отображают звуковую сторону исторического факта и представляют собой фонограмму, сделанную в момент события.
Задачи преподавания истории медицины сложны и многообразны:
1. Изучение фактических данных из прошлого истории медицины.
2. Развитие исторического мышления в понимании процессов становления медицины для лучшего овладения специальными медицинскими знаниями.
3. Воспитание чувства патриотизма, гуманизма, чести, достоинства врача на основе изучения опыта мировой и отечественной медицины, ее положительных традиций, ознакомление с жизнью и заслугами лучших ее представителей.
4. Воспитание качеств морально-этического характера, способствующих становлению врача новой формации.
Требования к написнаию докладов и курсовых работ
При подготовке доклада студенты используют не только обязательную литературу, но и первоисточники, указанные по теме. Доклад о жизни и деятельности выдающегося деятеля медицины оформляется в виде реферата объемом 3-5 страниц машинописного текста (на 10 мин.).
В реферате должны найти отражение характерные черты эпохи, в которой жил и работал ученый, важнейшие данные из его биографии, вклад ученого в развитие той или иной области медицины, его общественно-педагогическая деятельность, влияние трудов ученого на состояние медицинской науки и практики, значение его трудов. В конце реферата приводится перечень использованной литературы. Лучшие рефераты могут быть представлены на конкурс студенческих работ и выставлены на стенды кафедры. Титульный лист реферата оформляется по приводимой ниже форме.
Московский государственный медико-стоматологический университет |
||
Зав. кафедрой__________________________________________ | ||
Тема:………………………………………………………………... |
||
Студент (фамилия, имя, отчество)………………………………... |
||
Факультет………………..Курс……………….Группа…………... |
||
Преподаватель……………………………………………………... |
||
Москва 200... год |
К докладу студент прилагает доступные для него иллюстративные материалы: фотографии, слайды, презентации и др.
Составной частью занятий по истории медицины является выполнение задания по УИРС. Каждый студент выполняет курсовую работу , которая посвящается знаменательной дате из истории государства, отечественной, зарубежной медицины, жизни и деятельности выдающегося ученого, его вкладу в науку, истории медицинского учреждения.
Требования к оформлению курсовых работ те же, что и для реферата к докладу.
Литература к занятию:
Сорокина Т.С. Учебник «История медицины».- М.:-Академия.-2004.
Пашков К.А. «Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по истории медицины» для студентов лечебного факультета. М.- 2004.