ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины
Основные направления и тенденции развития отечественной стоматологии как научно-учебной дисциплины и формирование ее современной структуры. Профилактическое направление в стоматологии. Развитие ведущих научных проблем в рамках основных стоматологических специальностей: терапевтическая, хирургическая и ортопедическая стоматология, детская стоматология и ортодонтия
Оформление стоматологии как научно-учебной клинической дисциплины в СССР состоялось в 20–30-е гг. XX в., когда были открыты профильные институты, факультеты и кафедры. Оно явилось закономерным итогом эволюционного развития одонтологии, которое произошло на фоне общемировой тенденции к дифференциации клинической медицины и было основой слияния уже сложившейся одонтологии как врачебной профессии и обозначившегося в хирургической клинике направления челюстно-лицевой хирургии, а также создания специализированных стоматологических стационаров и поликлиник и организации подготовки соответствующих кадров врачей-стоматологов. Исключительно важную роль на этом этапе имели организация таких научных центров, как два самостоятельных медицинских стоматологических вуза (в Москве и на Украине) и первое научно-исследовательское учреждение – Одесский НИИ стоматологии (1928), а на послевоенном этапе (1962) – Центральный научно-исследовательский институт стоматологии (Москва), а также деятельность видных ученых – основоположников стоматологии в СССР Е.М. Гофунга, А.И. Евдокимова, В.Ю. Курляндского, И.Г. Лукомского, Д.А. Энтина и др.
В соответствии с общемировой тенденцией к дифференциации и специализации науки в отечественной стоматологии также начался (с 1930-х гг.) процесс дальнейшей дифференциации, что привело к тому, что сформировались пять основных разделов стоматологии: терапевтическая и хирургическая, ортопедическая и детская стоматология, ортодонтия. Исследования, проведенные в разных регионах страны по названным направлениям (разделам), выявили характерные черты развития стоматологической науки и практики в СССР – профилактическое и функциональное (клинико-экспериментальное) направления и нозологический принцип.
Разработанные П.Г. Дауге положения социальной стоматологии, опиравшиеся на государственный характер медицины, принцип бесплатности медицинской помощи, профилактическое направление советского здравоохранения в целом, получили дальнейшее развитие в качестве неотъемлемого профилактического направления деятельности каждого из основных разделов стоматологии; в детской стоматологии этот принцип стал основополагающим. Функциональное направление также получило развитие во всех разделах стоматологии и отражало общую тенденцию клинической медицины в первой половине XX в., проявляясь функциональным взглядом на проблемы патологии, клинико-экспериментальным подходом в научных исследованиях, особым вниманием к вопросам функциональной диагностики. Разработка классификаций болезней во всех разделах клинической медицины опиралась в то время на нозологический принцип (синдромный подход стал реально конкурировать с ним только во второй половине века), на научно разработанное понятие о болезни как нозологической единице. Это оказало прямое влияние на стоматологию, прежде всего в таких ее разделах, как терапевтическая стоматология, челюстно-лицевая хирургия, ортодонтия.