Ученые узнали, как коронавирус эволюционирует в организме онкобольных

3 августа 2021

Российские ученые проследили, как менялся геном коронавируса нового типа, который на протяжении почти года присутствовал в организме ракового больного, который не может вырабатывать антитела. Результаты наблюдений ученые опубликовали на Research Square.

"Наши данные говорят, что важную роль в эволюции SARS-CoV-2 играют взаимодействия между ним и цитотоксическими Т-клетками. Из-за подобных изменений в структуре генома коронавируса нового типа могут появиться новые опасные штаммы вируса, если тот сможет "сбежать" из организма подобных пациентов", – пишут исследователи.

Как правило, после заражения коронавирусной инфекцией у человека формируется иммунитет к COVID-19, который сохраняется на протяжении как минимум нескольких месяцев. При этом бывает, что люди с ослабленным иммунитетом и хроническими болезнями заражаются коронавирусом несколько раз и не могут от него избавиться на протяжении очень долгого времени.

Несколько таких случаев в марте этого года описали американские медики: они произошли с пациентами с лейкемией, иммунная система которых не может самостоятельно производить антитела. Часть случаев COVID-19 ученые подавили, в других случаях вирус оставался в организме больных более 250 дней.

Российские ученые под руководством профессора Сколковского института науки и технологий Георгия Базыкина изучили еще более долгий случай заражения коронавирусом, который произошел на территории России в начале апреля прошлого года. Пациентка, страдавшая от тяжелых форм лимфомы, заразилась в больнице после контакта с человеком, который умер от COVID-19 за несколько дней до обнаружения у нее инфекции.

Вирус не исчезал из ее организма до марта 2021 года, из-за чего врачи непрерывно боролись за спасение жизни пациентки. Базыкин и его коллеги изучили данные и образцы вируса, собранные медиками в процессе лечения носительницы лимфомы, чтобы понять, как протекает эволюция SARS-CoV-2 и его взаимодействие с иммунными клетками.

С одной стороны, ученые не зафиксировали никаких изменений в реакции вируса на антитела, так как организм пациентки не мог их вырабатывать до трансплантации костного мозга и стволовых клеток крови. С другой, ученые обнаружили множество изменений в структуре отдельных белков его оболочки, которые были спровоцированы взаимодействиями вируса и Т-клеток.

В частности, уже в августе 2020 года Базыкин и его коллеги выявили 18 мутаций в РНК вируса, а в январе-феврале их число выросло еще на два десятка мелких изменений в структуре генома SARS-CoV-2. При этом ученые обнаружили, что многие мутации, значимым образом менявшие структуру белков коронавируса, встречались в генах, кодирующих те части его оболочки, которые взаимодействуют с Т-клетками.

Эти мутации, как показали последующие опыты, мешали иммунным тельцам распознавать клетки, зараженные SARS-CoV-2, и заставлять их самоуничтожиться. Это позволило коронавирусу просуществовать в организме пациентки на протяжении 315 дней, пока все его следы не были уничтожены после нескольких переливаний антител, извлеченных из плазмы крови переболевших людей, а также инъекций стволовых клеток крови.

Нечто похожее, как предполагают ученые, может происходить и на уровне всей человеческой популяции, так как схожие изменения в структуре его оболочки встречаются в геномах некоторых новых вариаций SARS-CoV-2. Это необходимо учитывать при прогнозировании дальнейшей траектории развития глобальной пандемии COVID-19, подытожили Базыкин и его коллеги.