Обнаружены белки, которые обеспечивают устойчивость опухолей к таргетной терапии

10 февраля 2022

Сотрудники МГУ выяснили, какие белки обеспечивают устойчивость раковых клеток к препаратам таргетной химиотерапии, и предложили, как можно подбирать персонализированное лечение, основываясь на их содержании в тканях пациента. Результаты работы опубликованы в журнале Cancers, сообщила в среду пресс-служба Российского научного фонда (РНФ).

Многие противораковые препараты повреждают опухолевые клетки, запуская процесс клеточной гибели (апоптоз). Нередко устойчивость новообразований к терапии тесно связана с повышением уровней белков семейства Bcl-2, которые являются блокаторами гибели клеток и обеспечивают их выживание. Среди представителей этого семейства особый интерес представляет белок Mcl-1, поскольку его уровень увеличивается в различных опухолях, что приводит к устойчивости злокачественных клеток к программируемой гибели клеток (ПГК).

"Ученые выяснили, что ключевую роль в запуске гибели при помощи антагонистов Mcl-1 играет белок Bak, который может нарушать целостность мембран митохондрий, выпуская в цитоплазму проапоптотические (то есть вызывающие ПГК) белки. Mcl-1 образует комплексы с Bak, не давая тому выполнить свою функцию, однако BH3-миметики (химические вещества, которые способны связываться с различными антиапоптотическими белками семейства Bcl-2 и эффективно запускать гибель опухолевых клеток - прим. ТАСС) предотвращают это взаимодействие", - говорится в сообщении.

Также авторы исследования обнаружили важный фактор как исходной, так и приобретенной устойчивости опухолевых клеток к этим препаратам. Им оказалось повышение уровня другого белка семейства Bcl-2 - Bcl-xL. Он входит в состав мембран митохондрий и предотвращает высвобождение из них проапоптотических белков. Если Bcl-xL много, то даже блокировка Mcl-1 противораковыми препаратами не поможет запустить гибель клетки.

"Мы проанализировали содержание изучаемых белков в тканях пациентов с диагностированной аденокарциномой легкого, проходивших лечение в РОНЦ имени Н. Н. Блохина. К счастью, мы обнаружили у них пониженный в сравнении с нормой уровень антиапоптотических белков, значит, в их случае терапия ингибиторами Mcl-1 будет эффективна. Однако у других больных картина может быть иной, и придется подбирать альтернативные пути лечения. В любом случае анализ содержания в организме представителей семейства Bcl-2 представляет особую важность в контексте развития подходов персонализированной медицины", - сказала один из авторов работы Гелина Копеина, слова которой приводятся в сообщении.

Полученные в процессе работы знания, как отмечают исследователи, помогут усовершенствовать подходы, направленные на нейтрализацию Mcl-1 в рамках противоопухолевой терапии. Актуальность проведенного исследования подтверждается большим научным интересом к классу BH3-миметиков. Так, антагонист белка Bcl-2 ("Венетоклакс") был разрешен к применению на территории РФ, а ряд ингибиторов Mcl-1 сейчас находится на разных стадиях клинических испытаний.