Проект кафедры истории медицины Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова

Музей Старого Операционного театра и Херб Гаррет

27 октября 2014

Найти это интереснейшее место путешественникам не составит труда. Музей старого операционного театра и Херб Гаррет находятся прямо у подножья самого высокого здания в Лондоне «Осколок» (The Shard London Bridge).

Музей располагается на крыше Церкви Св. Томаса (Саусворк), которая была построена в 1703 году бригадиром-каменщиком Томасом Картрайтом для Кристофера Рена, который в то время управлял больницей. Церковь была частью старой больницы Св. Томаса до тех пор, пока она ее не закрыли и не переместили в Ламбет в 1862 году.

Церковная крыша была закрыта и спрятана на более, чем 100 лет, до тех пор, пока Раймонд Рассел ее наконец не нашел второй раз в 1956 году. Сегодня проход на чердак идет по винтовой лестнице в колокольной башне.

  

Больница Св. Томаса

Основана в XII в. в качестве медицинского учреждения для Приората св. Марии Овери (в н. вр. – Кафедральный Собор Саусворк). После большого пожара, произошедшего в Приорате в 1212 году, малая часть персонала из семи человек, включая трех монахинь, пришли, чтобы основать здесь независимую Больницу св. Томаса, о которой будут помнить следующие 650 лет. Больница пережила свое закрытие 1540 года вследствие Реформации, была официально повторно открыта в 1551 году Эдвардом VI, чтобы предоставить места для 250 пациентов. Спустя годы Больница расширилась и, согласно семилетнему отчету 1730 года, число пациентов, получавших лечение в Больнице, было более 5000 в год.

Херб Гаррет и Операционный театр

Херб Гаррет использовался с 1703 года в фармацевтике Св. Томаса для очистки и сушки трав, нужных для изготовления разнообразных медикаментов. Доктор Ричард Мид обычно выписывал «Улиточную воду», составы с ракушками устриц, лепестками роз или ртутью. При повторном открытии здания в 1956 году на стропилах были найдены высушенные плоды опиумного мака.

В 1820-х годах эта часть здания использовалась только церковными звонарями.

До 1822 года операции у пациентов женского пола проводились в пограничной палате. Управляющие Больницей были недовольны таким ограничением и потребовали, чтобы Херб Гаррет был перестроен. После застекления старой церковной крыши, хирургам было предоставлено специально отведенное операционное пространство. Гаррет также мог быть использован как постоянная операционная палата. Старый Операционный театр до 1822 г. использовался только для лечения женщин. У мужчин был свой отдельный театр, который до нашего времени не сохранился.

Кто были пациенты?

Больница была церковной клиникой для бедных пациентов, которые не могли позволить себе иное медицинское лечение. В Больнице принимали мужчин, женщин и некоторых детей. Пациенты всех возрастов лежали вместе в одной палате. При этом было жесткое разграничение пациентов по половому признаку. Богатые пациенты обычно предпочитали лечение и операции у себя дома.

Из-за проблем с инфекцией, невозможностью справится с болью и кровотечением, хирургическое вмешательство считалось крайней мерой. Однако, несмотря на ограничения, хирурги XIX века всё же могли успешно провести ампутацию конечностей, трепанацию черепа, вывести камни из мочевого пузыря (литотомия). До 1846 года у хирургов не было анестезии, поэтому всё зависело от анатомических знаний, быстроты техники и интеллектуальной готовности к проведению операции. После 1846 года стали применять хлороформ. В 1865 году благодаря Сэру Джозефу Листеру были введены антисептические процедуры.

Обучение студентов.

К XVIII в. больницы Гая и Св. Томаса стали важными и престижными клиниками. Операционный театр предоставил возможность молодым хирургам смотреть и учиться у своих наставников. Получения опыта студентами в Театре во время присутствия на операциях было описано хирургом Джоном Флинтом Саусом в своих «воспоминаниях» в 1814 году:

«…первые два ряда заняты другими отделочниками, а перед вторым – стоят ученики, как селедки в бочке, но не такие тихие; те, что стояли сзади, напирали на стоящих спереди…сражаясь за место, и, честно говоря, были уже утомлены. Далее следовали обращения к головам сидящих за столом, т.к. их головы мешались…».

Операция была по истине единственным шансом на выживание, и многие хотели отдать свою жизнь в руки Больницы. Пациент мог лечиться у одного из лучших хирургов, но риск смерти на руках у этого хирурга был довольно велик из-за недостатка понимания причины заражения. Хирурги часто носили холщевые халаты на операции, а их фартуки были описаны как «жесткий и зловонный, со следами гноя и крови». Гигиенические стандарты также менялись, хотя чистота была больше виртуальной, так, согласно записям, хирурги скорее вымоют руки после операции, чем до нее.

      

Коллекция Музея

Захватывающая коллекция хирургических предметов XVIII - XIX вв., включая ампутационные ножи, пилы, инструменты для трепанации черепа, извлечения камней мочевого пузыря, деревянный операционный стол (1830 года), первое анестезирующее оборудование, хирургические ножи и пилы, банки, сосуды, а также скарификаторы. Фармацевтика демонстрирует наличие атрибутики для изготовления лекарств, фармацевтические бутылки и сосуды, травы, животные и минеральные материалы, приспособления для изготовления таблеток, пестики и ступки.

    

    

Старый Операционный театр, Музей и Херб Гаррет.

9А St. Thomas’ Street, Southwark, London, SEI 9RY

Tel: 0207 1882679

Fax: 0207 378 8383

www.thegarret.org.uk

curator@thegarret.org.uk

Режим работы: Ежедневно с 10:30 до 17:00