Проект кафедры истории медицины Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова

Йозефинум в Вене

8 января 2014

Все началось с медико-хирургической академии. В городе, где открылся третий в Европе университет, начали готовить хирургов как полноценных врачей. По некоторым данным это был 1748 год. По другим источникам - 1785г., когда Император Священной Римской Империи и, соответственно Австрии, Йозеф II основал коллекцию, речь о которой пойдет далее. Поскольку коллекция фантастическая, Йозеф заслуживает более подробного рассказа.

Йозеф II был старшим сыном Марии Терезии, эрцгерцогини Австрии и королевы Венгрии. По мнению Фридриха II и Екатерины II, государем он был исключительным. О масштабе, характере и относительной малоизученности его личности говорит то, что он мечтал о великих завоеваниях и аннексии большей части Германии и Балкан; освободил от личной и крепостной зависимости крестьян, наделил их правами, а заодно резко сократил поземельные повинности в пользу дворянства, отняв тем самым от четверти до трети доходов дворян в пользу мужиков; практически не повышал налоги, не в пример, подавляющему большинству реформаторов сверху; умирая в мучениях, удостоился от венцев эпиграммы: «Бог крестьян, бедствие горожан, издевка над дворянином – лежит при смерти»; был еще много десятков лет после смерти почитаем крестьянами, звавшими своего «Мужичьего Бога» гуте-кайзером; по выражению историков, изменил Австрию за 10 лет больше, чем прочие ее императоры за века. Интересным является и тот факт, что он предписал венцам хоронить покойников в мешках вместо гробов для уменьшения опасности эпидемий – вот вам и ростки социальной гигиены. Не трудно теперь понять, почему Йозефинум?

Академия предназначалась для военных. Хирургия здесь только начинала делать первые шаги из ремесла в науку. Корпуса этого учебного заведения, которое сегодня стало медицинским университетом, и сейчас сохранили очертания военного городка. Особенно хорошо это видно на огромном трёхметровом макете в музее. Но самым величественным в этом ансамбле, вне всякого сомнения, является сам Йозефинум, часть которого занята музеем и библиотекой.

В середине XVIII века флорентийские мастера, явившие миру блестящую живопись и скульптуру, освоили новую технологию – скульптуру из воска. Технология эта была очень непростая. Воск варили вместе со смолами и добавляли в него различные красители. Наша любезная гид, Мартина Марковская, оказалась реставратором и в разговоре посетовала на то, что даже зная рецептуру, для подбора небольшого фрагмента она потратила два дня, но так и не достигла абсолютного сходства с оригиналом. Эхо Возрождения по-прежнему приковывало внимание к человеческому телу и поэтому изготовление восковых анатомических муляжей стало вполне прибыльным занятием. Именно Йозеф и выступил заказчиком коллекции во Флоренции (1780г.), и в 1785 году были готовы первые модели. Всего собрание насчитывает 990 объектов, в 365 витринах, занимающих сегодня 6 комнат.

Мы бы мечтали изучать анатомию на муляжах, открывшихся нашему взору. Все они как живые и кажется, что рука мастера касалась их лишь вчера.

Работа титаническая. Трудилась целая бригада искусных мастеров под руководством Фонтана и Масканьи. Художники изучали вскрытый труп и с натуры лепили заготовку, которая делалась из глины. Достигнув абсолютного сходства, модель обжигали. Потом её погружали в гипс и в полученную форму заливался восковый состав. Все мельчайшие детали прорабатывали вручную. Каждый делал то, что у него получалось лучше. Так, например, лимфатические сосуды создавались при помощи нитей, которые погружали в воск, а затем с натуры укладывали на готовый муляж. Чтобы изготовить полноразмерное человеческое тело приходилось использовать до 200 трупов! При этом в некоторые из восковых тел органы погружались послойно, что позволяло обучающимся достичь топографического эффекта.

Все тела были уложены на специальные матрасы и подкладки из натурального шелка. Экспонаты сохранились и по сей день в первозданном виде благодаря тому, что для каждого были изготовлены специальные герметичные саркофаги из ценных пород дерева. Все окантовки отделаны натуральной позолотой. В нижней части расположены специальные ящички с подробным анатомическим рисунком. Стекла выдувались вручную. Их объёмы потрясают, хотя неровности несколько затрудняют обзор. Несколько муляжей сделаны в вертикальном положении; 5 мужчин и 1 женщина имели возможность вращаться вокруг своей оси благодаря специальному механизму в основании витрины. Готовые муляжи доставляли на повозках ослиной тягой через Альпы.

Особенность этой коллекции в великолепно переданной лимфатической системе. Поражает своей натуралистичностью акушерская часть коллекции. В то время женщины умирали в родах постоянно. Забеременеть можно было, увы, не только от мужа. Войны и кочующие армии делали свое дело. Женщину могли взять и без ее воли, а последствия, ввиду почти полного отсутствия акушерства, оказывались печальные. Именно поэтому на эту часть медицины был сделан акцент. Были созданы все стадии беременной матки, представлены порядок наложения щипцов, положения рук принимающего роды, аномалии беременности и т.д. Второй такой коллекции в мире больше нет. Равное по величине собрание находится во Флоренции, но там свои особенности и детали.

 

Хранители музея всеми силами стараются сохранить это чудо для будущих поколений. Не обходится и без курьезов. Так, в 1960-м году пытались начать реставрацию нескольких экспонатов женских тел и покрыли их кожу акриловой краской. Старый цвет показался тогда поблекшим, а на самом деле, по сути, испортили кожу, о чем сейчас и сокрушается наш гид. Для ревизии и поддержания муляжей есть специальная реставрационная лаборатория. Мы с завистью ее осмотрели.

Конечно, на фоне такой анатомической сокровищницы, собрание медицинских инструментов и материалов несколько меркнет, ввиду того, что сложно представить себе наличие редкостей – в той или иной мере все повторяется. Тем не менее, пара вещей действительно любопытны. Это трость врача (1860г., принадлежала Willibald von Gunz), внутри которой спрятан стетоскоп, термометр, шприц и даже капсула для порошка. Масштабно смотрится хирургический набор врача Брамбилла XVIII века. Эти инструменты были созданы для Франца Иосифа I. Сафьяновые футляры, бархатные оклады, рукояти пил и троакаров из слоновой кости впечатляют.


Музей открыт по пятницам и субботам с 10 до 18 часов. Стоимость входного билета 4 евро. Экскурсия за дополнительную плату. Ради Вас музей могут открыть и в любой другой день, но об этом надо договариваться заранее. Проезд в метро до станции Schottentor.


 

Константин Пашков, Павел Шадрин