ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины
Автор: Бородулин Владимир Иосифович ( терапевт, историк медицины, доктор медицинских наук, профессор)
Краткая аннотация: от медицины древности к современной клинике: задачи и границы курса истории клинической медицины.
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов.
Лекция № 1
Автор: Бородулин Владимир Иосифович ( терапевт, историк медицины, доктор медицинских наук, профессор)
Краткая аннотация: медицина Античности (Древней Греции, эллинистического Египта, Древнего Рима) и Халифата как истоки клинической медицины. Лечебная медицина в Западной Европе в Средние века и в эпоху Возрождения. Начало революции в естествознании: врачи Н. Коперник и А. Везалий. Начало революции в медицине: Парацельс и Паре, Рабле и Фернель, Фракасторо и Монтано. О научной методологии врачей 16-го века.
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов.
Лекция № 2
Рождение клиники. Клиническая медицина во второй половине 17-го века и 18-м веке
Автор: Бородулин Владимир Иосифович ( терапевт, историк медицины, доктор медицинских наук, профессор)
Краткая аннотация: успехи естествознания (в том числе открытие кровообращения Гарвеем) и лечебная медицина первой половины 17-го века. Начало клинической медицины (вторая половина 17-го века): Сильвиус (Франц де ле Боэ), Сиденгам и другие ее основатели. Теоретические медицинские «системы» и лечебная медицина 18-го века. Реформа медицинского образования; клиническое преподавание. Достижения в распознавании болезней. Морганьи и формирование клинико-анатомического направления развития медицины. Хирургия и акушерство: на пути к равноправию с медициной. Становление психиатрии. Эмпирическое направление клинической медицины 17—18-го веков.
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов.
Лекция № 3
Клиническая медицина в первой половине 19-го века
Автор: Бородулин Владимир Иосифович ( терапевт, историк медицины, доктор медицинских наук, профессор)
Краткая аннотация: парижская школа Ж. Н. Корвизара (Р. Лаэннек, Г. Дюпюит-рен, Ж. Б. Буйо и др.) и ее роль в развитии методов непосредственного обследования больного и клинико-анатомического направления в медицине, а также в формировании научных основ кардиологии, пульмонологии и фтизиатрии. Ф. Бруссе и его доктрина физиологической медицины; смена онтологических представлений о болезни локалистическим подходом. Лондонский врач Р. Брайт — основоположник нефрологии. Й. Шкода и так называемая новая венская школа; о «терапевтическом нигилизме». И. Л. Шёнлейн и начало научной клиники в Германии. Достижения эмпирической медицины (в деятельности К. Гуфеланда, А. Труссо и др.). Начало революционных преобразований в хирургии: зарождение антисептики и наркоза, топографической анатомии и оперативной хирургии, клинико-анатомического и клинико-экспериментального направлений в хирургии (И. Земмельвейс, У. Мортон, Н. И. Пирогов и др.). Создание основ военно-полевой хирургии (Д. Ларрей и др.) и хирургии сосудов (Э. Купер и др.). Начало формирования научной психиатрии (Ж. Эскироль, В. Гризингер). Клиническая медицина на повороте к естественно-научному пути дальнейшего развития (середина 19-го века).
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов.
Лекция № 4
Медицина в России в 17—18-м веках
Автор: Бородулин Владимир Иосифович ( терапевт, историк медицины, доктор медицинских наук, профессор)
Краткая аннотация: средневековая лечебная медицина в России 17-го века; попытки реформирования лечебного дела в царствование Алексея Михайловича. Вступление России на путь европейской медицины; петровские реформы лечебного дела и медицинского образования; Н. Бидлоо и его школа при Московском госпитале. Роль госпитальных школ, медико-хирургических училищ и академий и медицинского факультета Московского университета в подготовке отечественных врачебных кадров. Лечебная медицина 18-го века. Выдающиеся отечественные врачи К. И. Щепин, Я. О. Саполович, Н. М. Максимович-Амбодик, Д. С. Самойлович, А. М. Шумлянский, С. Г. Зыбелин..
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов.
Лекция № 5
Зарождение клинической медицины в России (первая половина 19-го века)
Автор: Бородулин Владимир Иосифович ( терапевт, историк медицины, доктор медицинских наук, профессор)
Краткая аннотация: основоположник отечественной клиники внутренних болезней М. Я. Мудров; профессора Московского университета Г. И. Сокольский и А. И. Овер; К. К. Зейдлиц — создатель терапевтической школы в Петербурге: клинико-анатомическое направление в отечественной медицине; разработка методов обследования больного. О так называемой немецкой партии в медицине России. Петербургская хирургическая школа И. Ф. Буша (И. В. Буяльский, X. X. Саломон и др.); самый популярный петербургский врач Н. Ф. Арендт. Хирургия в Москве (Е. О. Мухин и др.). Московская акушерская клиническая школа В. М. Рихтера. Учение о глазных болезнях. Разработка учения о душевных болезнях в психиатрических больницах. О возможностях лечебной медицины. Ф. П. Гааз и общественно-филантропическое начало в отечественной медицине.
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов.
Лекция № 6
Становление научной клиники в России (середина 19-го века)
Автор: Бородулин Владимир Иосифович ( терапевт, историк медицины, доктор медицинских наук, профессор)
Краткая аннотация: петербургские врачи И. В. Буяльский и Н. И. Пирогов — две вершины русской хирургии. Хирургия в Московском университете (В. А. Басов, Ф. И. Иноземцев, А. И. Поль). Топографическая анатомия как основа оперативной хирургии. Экспериментальный метод и физиологическое мышление в клинике. Реформа врачебного образования. Основоположники отечественной научной клиники С. П. Боткин и Г. А. Захарьин. Начало отечественной психиатрии как самостоятельной научно-учебной дисциплины; становление оперативной гинекологии (Петербургская медико-хирургическая академия; И. М. Балинский, А. Я. Крассовский). Заключение: середина 19-го века — переходный период между эмпирической (первая половина века) и естественно-научной (последняя треть века) клиникой.
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов.