Российский университет медицины

Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины

Тема семинара:

Вопросы медицинской этики и деонтологии в профессии врача-лечебника

 

Медицинская этика является частью общей морали. Морально-этические правила поведения врача неизбежно являются отражением не только специфики врачебной специальности, но и особенностей того об­щества, в котором он живет и работает.

Высокие этические требования, выдвигаемые демократическим об­ществом, неизбежно оказывают влияние и на представления о правильном поведении медицинских работников. Врачебная специальность имеет свои, весьма важные особенности, которые делают необходимым в наших условиях обсуждение морально-этических проблем. Высокая ответственность врача, берущего на себя забо­ты о предупреждении и лечении болезней, заставляют постоянно думать о том, чтобы всегда быть готовым помочь больному, уметь психологически правильно строить свои контакты с больными людьми, их родственниками, товарищами по работе, со своими учителями, содействовать дальнейшему развитию медицины. Понимание врачебного долга, как дела жизни, характерно для медиков.

А.П.Чехов, будучи сам прекрасным врачом-гуманистом, пи­сал: «Профессия врача - подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты души и помыслов, не всякий способен на это». Морально-этические принципы врачебной деятельности были изложены в индийской «Аюрведе», в трудах Гиппократа, Авиценны. Значение врачебного долга по отношению к больному нигде не было поднято на такую высоту, как в отечественной медици­не. Видные деятели отечественной медицины: М.Я.Мудров, Н.И.Пирогов, В.М.Бехтерев, Н.А.Семашко и др. уделяли большое внимание соблюдению и дальнейшему развитию норм и принципов медицинской этики.

Жизнь и деятельность А.И.Евдокимова - основоположника отечественной стоматологии, являет собой пример беззаветного и преданного служения науке.

Постоянное совершенствование системы медицинской помощи в нашей стране и неустанно нарастающие возможности оказания ее на самом высоком уровне обязывают врача использовать эти преимущества в макси­мальном объеме, с полным осознанием своей ответственности не только перед больным, но и перед всем обществом.

Огромные перспективы открывает врачу нашего времени активное участие в работе по воспитанию нового человека, гармонически соче­тающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Основные этические принципы врача, построенные на основе демо­кратической морали, изложены в «Клятве врача России».

Литература к занятию:

1. Вагнер Е.А., Росновский А.А. О самовоспитании врача. - М.- 1976.

2. Вересаев В.В. Собрание соч. в 5 томах. - М.- 1961.

3. Гиппократ. Сочинения. - М.- Л.- 1941-1944.

4. Косарев И.И., Лисицын Ю.П. Формирование врача. - М.- 1975.

5. Мудров М.Я. Слово о способе учить и учиться медицине практической или деятельному врачебному искусству при постелях больных. - В кн.: М.Я.Мудров. Избранные произведения. - М.- 1949.

6. Писарев Д.И. Основные проблемы врачебной этики и медицинской деонто­логии. - М.- 1970.

7. Самойлович Д.С. Речь к слушателям госпитальных школ Российской импе­рии. - В кн.: Д.С.Самойлович. Избранные произведения. - М.- 1949.

8. Семашко Н.А..Студентам и преподавателям медицинских институтов. -под ред. и предисл. А.Ф.Серенко, И.Г.Лавровой, В.И.Канта. - Кишинев, 1970. Первая Всесоюзная конференция по проблемам медицинской деонтологии. - М.- 1969.

 

Темы для докладов:

 

Тема №1: "Этика врача"

 

План доклада:

1. Мораль врача.

2. Долг и совесть врача.

3. Честь и достоинство врача.

4. Гуманность и сострадание.

Врач должен всегда помнить, что он является носителем и предста­вителем идей гуманизма, патриотизма и интернационализма. Претворяя в жизнь эти высокие идеалы, ему следует неустанно повышать свое теорети­ческое образование и профессиональное мастерство, помня, что познанию медицины нет конца.

Всегда проявляя добрые чувства к больным, стремясь оказывать им медицинскую помощь, он не должен искать выгоды для себя. Каждый больной должен иметь во враче своего верного друга, которому он твердо верит.

Литература:

1. Ермаков В.В., Косарев И.И.,Лисицын Ю.П.,Сыченков И.А. Врачебная этика и деонтология в медицинском вузе. - М.- 1972.

2. Семашко. Студентам и преподавателям медицинских вузов. – Кишинев.- 1970.

3. Тихоненко А.К. Актуальные проблемы морально-этического и деонтологического воспитания в медицинском вузе. - М.- 1981.

 

Тема №2: "Подвиги и самопожертвования врачей"

 

План доклада:

1. Опыты на себе.

2. Жизнь ради науки.

3. Виднейшие представители медицины, чья жизнь была подвигом в науке.

Гуманные цели медицины предопределяют жизненный путь и поведение врача.

«Светя другим, сгораю сам», это символ-завет, отображающий внут­реннюю сущность врачебной деятельности, оставил нам знаменитый гол­ландский врач Ван Тульп - Тульпиус. И этому завету оставались верны до последнего часа жизни многие и многие медики. История знает немало имен, которые для блага людей жертвовали своим здоровьем и даже жизнью. Не счесть всех тех скромных безвестных тружеников отечествен­ной медицины, которые во имя служения страдающему человеку, работали на эпидемиях, погибали от различных инфекционных заболеваний, прояв­ляя величайшую самоотверженность на фронтах войны, в партизанских отрядах в тылу врага, в гитлеровских лагерях смерти и, наконец, в самых скромных условиях рядовой, повседневной работы мирного времени. Медицинские работники последовательно осуществляли принцип гуманизма, проявляя заботу, оказывая помощь раненым воинам противника, попавшим к нам в плен.

Литература:

1. Глязер Гуго. Драматическая медицина. - 1962.

2. Дитерихс М.М.. Душа хирурга (из записок старого врача). - М.- Медицина.- 1925.

3. КосаревИ.И., Лисицын Ю.П. Формирование врача. - 1975.

4. Нувахов Б.Ш. Сергей Юдин. Этюды биографии. М.:Новости.-1991.- 100 с.

5. Русаков А.Б. Академик в ссылке. Вестн.АМН СССР. М.-1991.- №2.

6. Скрябин К.И. Моя жизнь в науке. - М.- Политиздат.- 1969.

7. Юдин С.С. Размышления хирурга. - М.- Медицина. -1968.

 

Тема № 3: "Героизм отечественных медиков во время великой отечественной войны "

 

План доклада:

1. Первые медики-герои.

2. Медики-герои, отдавшие жизнь за Родину.

3. Медики-герои среди нас.

В период Великой Отечественной войны забота о раненых проявля­лась в такой мере, как никогда. Вся страна принимала активное участие в восстановлении здоровья защитников Родины.

Медицинские работники Советской Армии отдавали все свои силы знания, а иногда и жизнь для спасения раненых воинов. Скромные, часто не заметные труженики, они сохранили жизнь многих и многих тысяч советских людей, сумев вовремя оказать им первую помощь, вынести с поля боя под огнем противника, эвакуировать в лечебные учреждения, где раненые могли получить высококвалифицированную помощь. За самоотверженный труд в ходе Великой Отечественной войны десятки тысяч медицинских работников были удостоены высоких правительственных наград, 42 воен­ным медикам было присвоено звание Героя Советского Союза, 285 были награждены Орденом Ленина, более 3550 - Орденом Красного Знамени, около 10 тыс. - орденом Славы I, II и III степени, более 15 тыс. - орденом Отечественной войны I и II степени, 86560 - Орденом Красной Звезды.

За разработку новых методов лечения, развитие и внедрение научных достижений в практику работы военно-медицинской службы, за образцо­вую организацию и лечение раненых, подготовку медицинских кадров в годы Великой Отечественной войны советское правительство присвоило Героя Социалистического труда академику Н.Н.Бурденко, В.П.Филатову, Л.А.Орбели, Ю.Ю. Джанелидзе.

 

Литература:

1. Геллер В.Т. Во имя жизни. Записки военного врача. - М.- Воениздат.- 1956.

2. Куликовская Г.В. Правда о профессоре Юдине. -М.:Правда.-1990.

3. Кузьмин М.К.. Медики-герои Советского Союза. - М.- 1970.

4. Нувахов Б.Ш. Сергей Юдин. Этюды биографии. М.:Новости.-1991.- 100 с.

5. Сатрапинский Ф.В. Подвиг героев-медиков в Великой Отечественной войне. - Л.- 1961.

6. Сатрапинский Ф.В.. Женщины-медики - отважные патриотки. - М.: Медгиз.-1956.

7. Симонян К.С. Путь хирурга. М.:Медгиз.-1963.

8. Смирнов С.С. Неизвестные герои. - М.- 1965.