Проект кафедры истории медицины Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова

Тема семинара:

Медицина в период развития капитализма в России (II половина XIХ-начало xx вв.). Продолжение. Развитие клинических дисциплин (хирургия), гигиены, земской медицины.

 

Развитие хирургии во второй половине XIX в. шло под знаменем идей Н.И.Пирогова. Его трудами были заложены естественнонаучные основы хирургии и преодолен господствовавший до того времени эмпи­ризм. Н.И.Пироговым были созданы топографическая анатомия, военно-полевая хирургия, внесен ценный вклад в патологическую анатомию. Им успешно разрабатывались такие проблемы, как общее обезболивание, шок, борьба с осложнениями ран и др. Середина века характеризовалась достижениями в устранении боли.

Во второй половине XIX в., наряду с распространением в хирургической практике эфирного и хлороформного наркоза, были выявлены местноанестезирующие свойства кокаина (В.К.Анреп, 1880). В дальнейшем местное обезболивание разрабатывали А.В.Орлов (регионарная анестезия), А.Н.Лукашевич, Н.Н.Петров, P.P.Вреден, В.А.Караваев, В.А.Оппель, Н.Д.Монастырский, А.В.Вишневский и др. (проводниковая и инфильтрационная анестезия).

В 1903 году был введен гедоналовый внутривенный наркоз (Н.П.Кравков, С.Н.Федоров), а с 1905 года вместо токсического кокаина стал применяться новокаин.

Другой важнейшей проблемой хирургии была борьба с раневой инфекцией (И.В.Буяльский, Н.И.Пирогов). Исследова­ния Л.Пастера явились основой для создания Д.Листером учения «Об ан­тисептическом методе в хирургической практике» (1867), которым была открыта новая эра в борьбе с осложнениями ран. Развитие антисептики, а затем и асептики (1881) обусловило тща­тельную подготовку хирурга к операции, стерилизацию перевязочных и шовных материалов. Эти и другие открытия позволили сделать крупные оперативные вмешательства на органах брюшной, и позднее на органах грудной полости. Возникли новые разделы хирургии: урология, нейрохи­рургия, хирургия отдельных органов и систем (желудка, желчных путей, легких). На этой основе стала успешно развиваться неотложная хирургия и скорая помощь.

Н.В.Склифосовский (1836-1904) сыграл большую роль в деле внедрения в хирургию асептики и антисептики  и в развитии полостной хирургии (овариотомия, операции на желудке, печени, желчном пузыре, мочевом пузыре, щитовидной железе и др.), хирургии челюстно-лицевой области, военно-полевой. Он, в качестве обеззараживающего средства, предложил вместо раствора карбо­ловой кислоты раствор сулемы и йодоформ. П.И.Дьяконов использовал нафталин. Для тех же целей были использованы и другие химические средства.

С расширением сферы хирургического вмешательства менялся и его характер: параллельно с методами удаления или выключения больного органа развивалась восстановительная хирургия (пластические операции, протезирование). В хирургии конца XIX  и начала  XX века усложнение и обогащение оперативных методов, применение сложных инструментов и приборов повысили эффективность хирургического вмешательства.  Увеличение объема знаний, методов лечения приводит к  дифференциации медицинских дисциплин.

Передовые отечественные хирурги были крупными общественными деятелями и воспитателями нескольких поколений земских врачей, поднявшими уровень медицинской деятельности не только в университетских клиниках, но и во многих больницах.

В 1881 году в Москве было основано первое хирургическое общество, там же состоялся первый съезд российских хирургов (1900).   

  Историю развития научной гигиены в России условно можно разделить на два периода. Первый период охваты­вает время от  ее зарождения до шестидесятых годов XIX века, когда гигиена, как наука, имела преимущественно описательный характер. С шестидесятых годов  начинается второй период развития гигиены – это период превращения ее  из описательной в экспериментальную научную дисциплину, базирующуюся на достижениях естест­вознания и социально-экономических наук. Бурное разви­тие  гигиены в этот период   связано с повышением ее общественной значимости, социальной направленности.

Рост капиталистического производства в пореформенной России, как и в других капиталистических странах Запад­ной Европы, сопровождался ростом населения в городах, увеличением миграционных процессов  по стране и за ее пределы, нищетой рабочих и беднейших слоев крестьянства, ухудшением условий труда и быта, понижением полноценности питания.  На фабриках и заводах  усиливалась эксплуатация рабочих, увеличивалась продолжительность рабочего дня до 16-18 часов в сутки, использовался  низкооплачиваемый женский и детский труд.

Следствием  этого было ухудшение санитарных условий жизни людей, особенно в крупных промышленных центрах, повышение заболеваемости среди населения, и в первую очередь, в беднейшей его прослойке, распростране­ние острозаразных болезней и эпидемий наиболее опасных инфекций,   холеры и чумы,   сопровождавшихся высокой смертностью. О характере распространения в России острозаразных заболеваний свидетельствуют данные, приводимые П.Е.Заблудовским, 1 согласно которым за шесть лет, с 1876 по 1882 гг. заболеваемость «заразно-повальными болезнями в России выросла почти в два раза, а смертность от них больше, чем в полтора раза». Низкое санитарно-гигиеническое состояние городов и высокая  заболеваемость среди населения выдвинули проблемы гигиены в ряд жизненно важных для народа. В защиту интересов народа в области охраны его здоровья, с пропа­гандой задач и значения гигиены, вы­ступали революционные демократы, революционные   организации рабочих, передовые деятели медицины, медицин­ские общества. 

Д.И.Писарев в одной из своих статей писал: «Гигиена - изучение тех условий, которые необходимы, для сохранения здоровья, приоб­ретает в настоящее время преобладающее  значение в гла­зах каждого мыслящего и сведущего человека. Совершенное игнорирование гигиены с каждым годом становится менее возможным для всех разнообразнейших отраслей го­сударственного характера. Медики  присваивают себе совещательный голос в вопросах до народного продовольствия, до производства общественных работ, до устройства   мастерских, фабрик и разных других промышленных заведений».2

Многочисленные революционные выступления рабочих, публикации в печати передовых представителей интелли­генции,  вскрывали картины вопиющих антисанитарных условий труда и быта трудящихся и выставляли требова­ния по их улучшению. Боязнь распространения «заразных» болезней в особняки власть имущих,  вынуждала правящих чиновников заниматься разрешением санитарно-гигиенических задач, что являлось стимулом, побуждавшим и направлявшим развитие гигиены.

Успехи естествознания и, в частности, химии, физики, биологии и физиологии позволили во второй половине XIX века  экспериментальными методами изучать внешнюю среду, окружающую человека (воз­дух, почву, воду, пищевые продукты и др.), а также разра­батывать гигиенические нормативы. Накопившиеся данные,  привели к необходимости выде­ления гигиены в самостоятельную научную дисциплину и в самостоятельный предмет преподавания на медицинских фа­культетах.

До 1865 года гигиена преподавалась в курсах других дисцип­лин. В 1865 году в России, раньше чем в западных странах, были учреждены самостоятельные кафедры гигиены (в Киевском университете и в Петербургской медико-хирурги­ческой академии). Формирование этих кафедр было затруднено отсутствием  квалифицированных специалистов-гигиенистов, владев­ших современными, по тому времени, гигиеническими методами исследования. Большую роль в подготовке кадров гигиенистов для медицинских учебных заведе­ний  сыграли высшие учебные заведения и земские санитарные организации, в рядах которых были такие санитарные врачи, как Ф.Ф.Эрисман, И.П.Сквор­цов и др., ставшие впоследствии профессорами гигиены.

В 1868 году Министерством просвещения было дано раз­решение на открытие при всех университетах  кафедр гигиены и формирование  медицинской полиции.

В 1871 году известные гигиенисты: А.П.Доброславин в медико-хирургической академии,  А.В.Субботин в Киев­ском университете организовали и возглавили первые кафедры гигиены. В Московском университете кафедра гигиены начала функционировать с 1876 года, когда к  началу лабораторных занятий со студентами приступил доцент П.И.Медведев. Вскоре кафедры гигиены были организованы и в других университетах.

Кафедры гигиены, и организованные при них гигиенические лаборатории, превратились в очаги  экспериментальной гигиены, в которых научная работа увязывалась с запро­сами общества, с работой городских санитарных стан­ций, врачебных общественных организаций и где активно про­пагандировались достижения гигиенической науки через периодическую печать, научные гигиенические общества, гигиенические выставки.

Под руководством ученых, земские санитарные врачи проводили многочисленные медико-географические исследования,  обследования фаб­рик, заводов, городов с целью выявления их санитарно-гигиенического состояния, изучения причин заболеваемости и смерт­ности  населения и разрабатывали мероприятия, осуществление которых способствовало оздоровлению условий жизни и труда людей. Кафедры, таким образом, стали направляющей  силой в осуществлении на практике общественного назначения гигиены.

Широкий размах санитарно-гигиенических исследований, обеспечивший накопление научных данных и разработку разнообразных методик исследования, способствовал быстрой дифференциации гигиены, как научной дисциплины. Стали выделяться и оформляться в самостоятельные отрасли гигиены - гигиена труда, школьная гигиена, комму­нальная гигиена, гигиена питания. Гигиена стала больше, чем прежде, проникать в содержание клини­ческих дисциплин и обогащать их своими данными. Интеграции клинических и гигиенических дисциплин в России, в большой мере, способствовали прогрессивные взгляды виднейших клиницистов того времени - Н.И.Пирогова, С.П.Боткина, Г.А.Захарьина, А.А.Остроумова и др., указавших на необходимость объединения терапии  с ги­гиеной. Так, например, Г.А.Захарьин, вся врачебная дея­тельность которого характеризовалась тесным взаимодействием терапии и гигиены, ука­зывал врачам на «могущество гигиены и относительную слабость лечения терапии» без нее. Успехи терапии Г.А.Захарьин ставил в зависимость от выполнения больными ги­гиенических указаний врача. Он призывал вра­чей к изучению гигиены. Великий Пирогов, отмечая исключительную роль гигиены  при лечении болезней, обращал внимание на ее предупредительный характер.

Опираясь на эксперимен­тальные данные и результаты статистических исследований, отечественная гигиеническая наука получала обобщающие результаты, имевшие огромное социально-гигиеническое и общественно-экономическое значение. Русские гигие­нисты впервые  высказали смелые мысли о том, что высокая заболеваемость и смертность   трудящихся обусловлены не условиями разви­вающегося промышленного производства, а, главным обра­зом, несовершенством социального строя, при котором нещадно эксплуатируется чело­веческий труд. «...Неблагоприятная санитарная обстановка нашей частной жизни почти всецело обуславли­вается несовершенством нашего социального быта и об­щественного строя...» - писал Ф.Ф.Эрисман. .3

Заключение передовых гигиенистов о несовершенстве существующего строя толкало людей  на поиски  путей к построению  более совершенного общества.Развитие гигиены в России второй половины XIX в. связано с деятельностью многих выдающихся гигиенистов: А.П.Доброславина, В.А.Субботина, Ф.Ф.Эрисмана, И.П.Скворцова, Г.В.Хлопина, С.С.Орло­ва, П.Н.Диатроптова и мн. др. 

Наибольшее влияние на прогресс гигиени­ческой науки в нашей стране в это время оказали труды  вы­дающихся ученых-гигиенистов - А.П.Доброславина и Ф.Ф.Эрисмана. Этими учеными-исследователями были за­ложены и разработаны важнейшие направления развития отечественной гигиены.

В результате экономических и социальных преобразований, проходивших в России в середине XIX в., появление в 1864 году земской медицины было явлением закономерным.

В связи с усилением капиталистических отношений значительно возросли потребности в медицинской помощи как городского, так и сельского населения. Учреждения приказа общественного призрения (преимущественно больницы в губернских и уездных городах) уже не могли удовлетворить эти потребности.

Земской медициной была разработана оригинальная форма сельского здравоохранения в виде сельского врачебного участка с бесплатной, в основном, медицинской помощью и сетью приближенных к населению медико-санитарных учреждений (земские больницы, амбулатории, фельдшерские и акушерские школы, санитарная организация). Основу сельского здравоохранения составил сельский врачебный участок. 

Земская медицина была значительным общественным явлением отечественной культуры периода развития капита­лизма в России, единственным в истории примером организованной меди­цинской помощи сельскому населению в условиях капитализма. Замеча­тельные традиции земских врачей взяты на вооружение современными врачами. Своими запросами и нуждами земские врачи оказали влияние на развитие клинических медицинских специальностей, и в первую очередь хирургии и акушерства. В земской медицине получила яркое отражение передовая черта отечественной медицины - ее санитарно-гигиеническая, профилактическая направленность. Передовые идеи профилактики получили распространение в трудах и деятельности многих земских врачей.

Большой вклад в науку внесла земская санитарная статистика Е.А.Осипов (1841-1904), И.И.Моллесон (1842-1920), П.И.Куркин (1858-1934), Н.И.Тезяков (1859-1925) и др.).  Большое значение имели санитарно-статистические исследования заболеваемости населения и исследования детской смертности, впервые в мире, проведенные отечественными врачами.

В 1914 году З.П.Соловьев в статье «Пятидесятилетие земской медицины», охарактеризовав ее деятельность,  привел такие слова: «Здание земской медицины, в каждом камне которого чувствуется  затраченная энергия его строителей – земских медицинских работников, стоит недостроенное и ждет настоящего хозяина, который завершит его достойным образом, пользуясь опытом строителя, привлекая все живые творческие силы».4

За первые 25 лет существования земства  было открыто свыше 700 сельских больниц, в это время работало более 1000 хирургов, в их число входили такие выдающиеся деятели медицины, как С.П.Федоров, Н.А.Вельяминов, Н.В.Склифосовский, П.И.Дьяконов, В.А.Оппель, А.В.Мартынов, А.А.Бобров,  Г.Н.Турнер и др.

Среди положительных явлений, связанных с развитием отечественной медицины, следует отметить и такое,  как становление женского образования. Первые женские курсы были открыты в 1872 году при Военном госпитале в Петербурге, а в 1897 году было открыто постоянное высшее учебное заведение – Женский медицинский институт (ныне СПб.Государственный медицинский университет им. акад. И.П.Павлова).

Для развития научной медицины второй половины XIX века в России  очень важным является появление медицинских журналов, а также открытие съездов, на которых обсуждались животрепещущие вопросы.

В середине XIX века в зубоврачебном образовании произошли коренные изменения. Вместо существовавшей подготовки дантистов путем ученичества появились специальные школы, готовящие кадры образован­ных врачей. Первая в мире школа для обучения зубных врачей была откры­та в 1840 году в Балтиморе (США). Позднее аналогичные школы были открыты и в других странах: Англии - в 1857 году, Франции - в 1880 году, Швейцарии - в 1881, Германии - в 1884.

В России вопрос специального одонтологического образования привлекал внимание многих ученых, врачей, дантистов. Одни из них стояли за организацию зубоврачебных школ. Высшее одонтологическое образование отстаивали Н.В.Склифосовский, А.К.Лимберг, С.П.Коломнин, А.И.Кудряшов, Ф.А.Звержховский. За открытие частных зубоврачебных школ выступали дантисты П.А.Синицын, И.И.Хрущов, Ф.И.Важинский и др.

В 1881 году в С.-Петербурге Ф.И.Важинский открыл первую в России частную зубоврачебную школу. Зубоврачебная школа в Москве была открыта И.М.Коварским в 1892 году. 

Открытие первых русских школ положило начало качественно новому периоду в истории подготовки зубоврачебных кадров. Однако реформа зубоврачебного образования не решила основного вопроса - организации государственных одонтологических факультетов. Она лишь закрепила «частно-предпринимательский характер зубоврачебных школ».

 

1 Заблудовский П.Е. Медицина в России в период капитализма.М.: Медгиз.-1956.-С-14

2 Писарев Д.И. Школа и жизнь. Избранные педагогические высказывания.-1938.-С. 320

3 Ф.Ф.Эрисман. Избранные произведения. М., 1959, т. 2, с. 21

4 Соловьев З.П. Избранные произведения. М.-1956.-С.-196-208.

 

Литература к занятию:

1. Сорокина Т.С. Учебник «История медицины».-М.:Академия.-2004.

2. Пашков К.А.. Развитие важнейших направлений в медицине России второй половины XIX века.- М.- «Вече».-2004.

3. Пашков К.А., Белолапоткова А.В. «Учебно -методическое пособие к семинарским занятиям по истории медицины» для студентов стоматологического факультета.- М.- «Вече»-2004.

4. Пашков К.А. «Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по истории медицины» для студентов лечебного факультета.- М.- «Вече».-2004.

 

Темы для докладов:

 

Тема №1: "Н.В.СКЛИФОСОВСКИЙ - выдающийся хирург и общественный деятель"

 

План доклада:

1. Краткие биографические данные.

2. Вклад Н.В.Склифосовского в разработку методов асептики, антисепти­ки, в развитие полостной хирургии.

3. Разработка и применение новых методов оперативного лечения.

4. Общественно-врачебная деятельность ученого и ее значение для развития хирургии, зубоврачевания.

 

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ СКЛИФОСОВСКИЙ (1836-1904) - вы­дающийся деятель отечественной медицины. Его по праву можно назвать основоположником научного зубоврачевания в России. Окончив медицинский факультет Московского университета, в 1863 году защитил докторскую диссертацию на тему «О кровяной околоматочной опухоли». С 1866-1868 гг. работал у западно-европейских хирургов и патологов. С 1870 года Н.В.Склифосовский заведовал кафедрой хирургической патологии в Киевском уни­верситете, а с 1871-1880 гг. работал в стенах медико-хирургической акаде­мии в Петербурге. С 1893 по 1900 гг. Н.В.Склифосовский был директором Клинического института усовершенствования врачей (ныне СПб. академия усовершенствования врачей).

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. он работал хирургом на полях сражений, а с 1880 года заведовал кафедрой факультетской хирургии Московского университета.

Н.В.Склифосовский планомерно проводил внедрение асептики и ан­тисептики в клиники Москвы. Он спланировал и организовал сооружение новых клиник на Девичьем Поле. Им была разработана остеопластическая операция «Русский замок». Н.В.Склифосовский - организатор хирургической помощи на войне, инициатор и один из учредителей Пироговских съездов.

Ученый проводил операции по поводу аневризм, ова­риотомии, гастростомии, операции на больших суставах, желчном пузыре, а также челюстно-лицевые и др. Он многое сделал для совершенство­вания медицинского образования, в том числе и зубоврачебного. Н.В.Склифосовский требовал включения зубоврачевания как науки в программу высших медицинских учебных заведений. В 1879 году в Москве на VI съезде русских естество­испытателей и врачей, по предложению Н.В.Склифосовского, единогласно было принято решение о создании самостоятельных клинических доцентур по зубным болезням. На этом же съезде ученый прочитал доклад «О прочности зубов у обитателей столицы», в котором с помощью клинико-статистического метода была доказана связь между заболеваемостью зубов кариесом и внешней средой, указано на необходимость профилактики кариеса путем воздействия на организм в целом. Одной из мер профилактики он считал рациональную диету.

Н.В.Склифосовский был не только хорошим теоретиком, но и пре­красным диагностом, владевшим техникой производства зубоврачебных операций. Большим вкладом в развитие челюстно-лицевой хирургии были произведенные Н.В.Склифосовским операции при больших дефектах лица. Он впервые в мире применил местное обезболивание раствором ко­каина при операции по поводу расщелины твердого неба. Им был скон­струирован аппарат, позволяющий поддерживать наркоз во время операции на челюстях и в полости рта. При помощи такого аппарата Н.В.Склифосовский произвел такую редкую операцию, как резекция обеих половин верхней челюсти с одновременным ортопедическим лечением. До этого в литературе было описано всего лишь 12 подобных операций.

Большой интерес представляет работа Н.В.Склифосовского по лече­нию неподвижности нижней челюсти, в которой он дает классификацию анкилозов нижнечелюстного сустава и рекомендует методику создания искусственного сустава в шейках суставных отростков. Ценной до настоя­щего времени является его работа «Вырезывание языка после предвари­тельной перевязки артерий». Н.В.Склифосовский разработал новый метод операции, позволяющий подойти к корню языка через подъязычную область. С этой целью он с обеих сторон перевязывал языч­ную артерию в «треугольниках Пирогова». Его исследования о расстройстве функции глотания и речи и об утрате вкуса после этой операции имеют прямое отношение к физиологии и не утратили своего значения до настоящего времени.

Такие операции относятся к разделу тяжелых вмешательств, доступных в то время лишь самым выдающимся хирургам мира, и до Н.В.Склифосовского никем не производились На основании своих наблюдений за послеоперационными больными, он раз­работал правила ухода за больными с челюстно-лицевыми поражениями. В работе «Восстановление седлообразно запавшего носа» ученый описал результаты операций, произведенных им по методу профессора П.И.Дьяконова.

Н.В.Склифосовский придавал огромное значение развитию зубоврачевания, как науки, занимался вопросами под­готовки зубоврачебных кадров.

Сочинения: 1. Избранные труды. - М.- 1953.

2. Об успехах хирургии под влиянием противогнилостного метода. - В кн.: Дневник I съезда Московского и Петербургского медицинских обществ. - СПб.- 1881.- №2-С.- 18.

3. Иссечение обеих половин верхней челюсти и тампон Тренделенбурга. - «Летопись хирургического общества в Москве».- 1875.- т. 1.- вып. 1.-С.- 210-257.

4. Оперативное лечение неподвижности (ancylosis) нижней челюсти. - «Врач».- 1881.- т. 2.- №18.-С.- 285-289. Вырезывание языка после предварительной перевязки язычных артерий. - «Врач».- 1880.- т. 1.- №1.-С.- 2-6; 1880.- т. 1.- №2.-С.- 25-28.

5. Восстановление седлообразно запавшего  носа. - Хирургическая летопись.- 1892.- т. 2.- №4.-С.- 535-536.

6. Прочность зубов у обитателей столицы. - Врач.-1880.- т. 1.- №5.-С.- 85-86; 1880.- т. 1.- №6.-С.- 99-100.

Литература:

1. Каневский Л.С., Лотова Е.И., Идельчик Х.И. Основные черты развития медицины в России в период капитализма. - М.- 1956.-С.- 65-69.

2. Кованов В.В.  Н.В.Склифосовский. - М.: Госмедиздат.- 1952.-  С.-7-46.

3. Колесов В.И. Страницы из истории отечественной хирургии. - М.: АМН СССР.- 1953.-С.- 180-265.

 

4. Копылов Ф.А. О хирургии и хирургах. - Л.: Медицина.- 1968.-С.- 159-169.

5. Палкин И.И.  Н.В.Склифосовский. К 50-летию со дня смерти. - Стоматология.- 1955.- №2.-С.- 57-58.

6. Пашков К.А. Раз­витие важнейших направлений в медицине России второй половины XIX века. - М.- 2004.-125с.

7. Речи и протоколы YI съезда русских естествоиспытателей и врачей в С.­Петербурге с 20 по 30 декабря 1879 года. - СПб.- 1880.-С.-. 145-146.

8. Руфанов И.Г. Общая хирургия. 1968.- гл. 2.-С.- 18-58.

8. Тарасонов В.М., Троянский Г.Н., Белолапоткова А.В., Мамедова Л.А.  Раз­витие важнейших направлений в медицине России второй половины XIX века. - М.- 1985- 95 с.

 

Тема № 2 : "Ф.Ф.ЭРИСМАН и его вклад в экспериментальную и общественную гигиену"

 

План доклада:

1. Краткие биографические данные.

2. Ф.Ф.Эрисман - один из основоположников отечественной гигиены, ее общественного направления.

3. Вклад в школьную, коммунальную гигиену и гигиену труда.

4. Общественная деятельность ученого.

ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ ЭРИСМАН (1842-1915) - выдающийся гигие­нист, один из основоположников современной гигиены в России. В 1865 году окончил медицинский факультет в Цюрихе. С мечтой служить на благо общества приехал в Россию, где сначала работал как частнопрактикую­щий врач-окулист. Ф.Ф.Эрисман глубоко изучал достижения гигиени­ческой науки, занимаясь коммунальной, школьной и профессиональной гигиеной. Им были обследованы жилищные условия рабочих в Петербурге, условия труда на фабриках и заводах Московской губернии. На основе полученных данных, Ф.Ф.Эрисман сделал выводы, свидетельствующие о его прогрессивных материалистических взглядах.

В 1872-1877 гг. он издал «Руководство к гигиене» и «Профессиональную гигиену умственного и физического труда». Ф.Ф.Эрисман с 1878 по 1884 гг. работал санитарным врачом в Московской земской санитарной организации. По данным обследования Московских фабрик и заводов, совместно с санитарными врачами земства издал 17 сборников, в которых изложил с санитарной точки зрения условия труда рабочих и их питания. С 1882 года он заведовал кафедрой гигиены Московского университета. В связи с арестом большой группы студентов медицинского факультета, ряд профессоров во главе с Ф.Ф.Эрисманом обратились к цар­ским властям о смягчении участи арестованных. Царское правительство ответило увольнением профессоров, в том числе и Ф.Ф.Эрисмана, который после ухода в отставку  уехал в Швейцарию.

Сочинения:

1. Влияние школ на происхождение близорукости. - Архив судебной медицины и общественной гигиены.- СПб.- 1870.

2. Подвальные жилища в Петербурге. - Архив судебной медицины и обще­ственной гигиены.- СПб.- 1871.

3. Организация общественной гигиены в России. - Отечественные записки.- 1876.

4. Профессиональная гигиена умственного и физического труда. - СПб.- 1877.

5. Курс гигиены. - СПб.- 1887-1888.- т. 3.

6. Общая сводка по санитарным исследованиям фабричных заведений Москов­ской губернии за 1879-1885гг.- М.- 1890-1893.

7. Краткий учебник по гигиене. - М.- 1898.

8. Основные задачи современной гигиены. - В кн.: Хрестоматия по истории ме­дицины. - М.- 1968.-С.- 334-346.

 

Литература:

1. Базанов В.А.  Ф.Ф.Эрисман (1842-1915). – Л.- 1968.

2. Белицкая Е.Я. Первые русские гигиенические школы (Доброславина и Эрисмана). - Советское здравоохранение.- 1964.- №1.

3. Каневский Л.С., Лотова Е.И., Идельчик Х.И.  Основные черты развития медицины в России в период капитализма.-М.-1956.-С.-65-69.

4. Пашков К.А. .  Развитие важнейших направлений в медицине России второй половины XIX века. - М.-2004.-125с.

5. Петров Б.Д.   Ф.Ф.Эрисман. - М.:- Медицина.- 1970.

6. Тарасонов В.М., Троянский Г.Н., Белолапоткова А.В., Мамедова Л.А.  Раз­витие важнейших направлений в медицине России второй половины XIX века. - М.-1985.- 95 с.

7.Якубов Е.Н. Эрисман и русская школа гигиены. - Советское здравоохранение.- 1946.- №№3-5.