Проект кафедры истории медицины Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова

Детская стоматология изучает профилактику, клинику, диагностику и методы лечения заболеваний зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта, языка и губ, диагностику и профилактику зубо-челюстных аномалий с учетом возрастных особенностей ребенка и влияния данных заболеваний на растущий организм в целом (Детская терапевтическая стоматология / под ред. В.К. Леонтьева и др., 2010).

Как отмечал заведующий первой в России кафедрой стоматологии детского возраста А.А. Колесов, детская стоматология выделилась в самостоятельную дисциплину из общей стоматологии, поэтому истории их развития тесно связаны. Первые описания стоматологических заболеваний у детей в отечественной литературе относятся к XIX в. В одном из первых отечественных руководств по акушерству и педиатрии «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле» Н.М. Амбодик- Максимович описал заболевания зубов и слизистой оболочки полости рта, дефекты уздечки языка, предложил хирургическое лечение заячьей губы, дал сведения о гигиене полости рта ребенка. Причины неправильного прорезывания зубов и способы их устранения были изложены в учебнике русского хирурга И.Ф. Буша «Руководство к преподаванию хирургии» (1807—1808). В одном из первых оригинальных трудов по зубоврачеванию на русском языке – книге штаб-лекаря A.M. Соболева «Дантистика, или зубное искусство лечения зубных болезней с приложением детской гигиены» (1829) автор сообщал, «как должно содержать детей с самого рождения, дабы через то соблюсти их здоровье и предохранить зубы от порчи», предложил классификацию аномалий прикуса с указанием их этиологии и способа лечения. Вопросы детской стоматологии были освещены в руководстве «Общая и частная терапия болезней детского возраста» (1896) основоположника возрастной анатомии, педиатра, профессора Н.П. Гундобина (1860–1908), а также в опубликованных им лекциях о прорезывании зубов у детей.

В XIX в. стоматологические заболевания у детей рассматривались в рамках педиатрии. Так, в учебной программе по детским болезням 1862 г. был специальный раздел основ детской стоматологии, посвященный стоматитам, затрудненному прорезыванию зубов и осложнениям при этом, а в программа 1869 г. включала изучение болезней полости рта, слюнных желез, врожденных пороков развития губ и рта, стоматитов, молочницы, номы. Выдающиеся деятели отечественной медицины XIX в. уделяли большое внимание вопросам детской стоматологии. Н.И. Пирогов производил пластические операции на лице у детей, в том числе хейлопластику. Н.В. Склифосовский (1872), отмечая большую распространенность кариеса зубов у детей, указывал на необходимость систематического наблюдения и своевременного лечения этого заболевания.

В конце XIX – начале XX в. появилась специализированная стоматологическая помощь детям Пионером стоматологии детского возраста в России считают А.К. Лимберга, который в 1886 г. организовал первую в России бесплатную школьную зубоврачебную амбулаторию. На I Всероссийском съезде зубных врачей и дантистов (1896) комиссия под руководством А.К. Лимберга разработала проект организации, в котором были заложены основы плановой санации полости рта школьников. Через 5 лет регулярной работы школьных зубоврачебных амбулаторий А.К. Лимберг констатировал значительное уменьшение количества удалений зубов у учащихся.

В 1903 г. Обществом охраны народного здоровья была организована первая бесплатная благотворительная помощь школьникам в зубоврачебной амбулатории (заведующий В.А. Дубровин); затем на благотворительных началах были открыты еще три школьные амбулатории.

После Великой Октябрьской социалистической революции в основу организации стоматологической помощи детям была положена плановая профилактическая санация полости рта. В мае 1918 г. была создана зубоврачебная секция при Наркомздраве, которую возглавил П.Г. Дауге. В 1919 г. в Москве работало 8 специализированных кабинетов по приему детей, а организованное детское население было взято на учет для проведения плановой санации полости рта. Доклад П.Г. Дауге «Организация систематической борьбы с костоедой зубов среди школьников РСФСР» лег в основу «Инструкции зубоврачебной секции лечебного отдела Наркомздрава о проведении санации зубной системы у детей» (1922).

Развитию и совершенствованию методов плановой санации полости рта способствовали труды Н.И. Агапова, доказавшего необходимость полного оздоровления зубов в детском возрасте. Николай Иванович Агапов — основатель кафедры стоматологии в Иркутском (1921), Ростовском-на-Дону (1929) университетах, курсов переквалификации зубных врачей, зубных врачей-протезистов и стоматологов (1935), автор 63 работ, многие из которых составной частью вошли в его учебное издание «Клиническая стоматология детского возраста». Н.И. Агапов научно обосновал метод плановой профилактической санации полости рта, включая оздоровление молочных зубов и даже предупреждение образования аномальных прикусов.

Большую роль сыграли также работы И.Г. Лукомского (1946), предложившего одновременно с плановой санацией полости рта проводить местную противокариозную флюоризацию.

На I, II и III одонтологических съездах обсуждались вопросы профилактики заболеваний зубов у детей дошкольного и школьного возраста, лечения детей с врожденными расщелинами, а также предупреждения и лечения аномалий челюстей. Так, На I Всероссийском одонтологическом съезде (1923) выступал немецкий профессор Адольф Канторович с докладом «О санации полости рта у детей». На II Всесоюзном одонтологическом съезде (1925) обсуждался «перспективный строительный план государственной зубоврачебной помощи», который предусматривал перенесение «центра тяжести в область систематической санации полости рта подрастающего поколения...». На III Всесоюзном одонтологическом съезде (1928) вновь были заслушаны доклады о профилактике стоматологических заболеваний среди школьников. Вопросы организации и методики проведения плановой профилактической санации обсуждались на Всесоюзных съездах стоматологов, пленумах Всесоюзного и Всероссийского научных стоматологических обществ. В рекомендациях VII Всесоюзного съезда стоматологов (1981) было записано: «Просить Минздрав СССР ввести в номенклатуру врачебных специальностей специальность “врач-стоматолог детский”», так как особенности детского организма требуют полного отказа от схематического переноса накопленного опыта лечения взрослых на ребенка. В соответствии с этими рекомендациями в 1984 г. приказом Минздрава СССР в номенклатуру врачебных специальностей введен «врач-стоматолог детский», утверждено Положение о детском стоматологе, введена интернатура, а также разработана инструкция о порядке аттестации детского стоматолога на соответствие занимаемой должности и на врачебную категорию.

По инициативе основоположников отечественной стоматологии профессоров А.И. Евдокимова, В.Ю. Курляндского, Е.Е. Платонова в 1963 г. в Московском медицинском стоматологическом институте была организована первая в Советском Союзе кафедра стоматологии детского возраста, которую возглавил профессор А.А. Колесов.

Под руководством А.А.Колесова было разработано 5 учебных программ по стоматологии детского возраста. На кафедре преподавали все стоматологические дисциплины детского профиля (терапевтическая стоматология, хирургическая стоматология, ортопедическая стоматология, ортодонтия).

В 1970 г. авторским коллективом кафедры под руководством А.А. Колесова был разработан и издан первый в стране учебник по стоматологии детского возраста, второе его издание вышло в свет в 1978 г., а третье, переработанное и дополненное, – в 1985 г. В учебнике «Стоматология детского возраста» (1970, 1978, 1985) А.А. Колесов отметил, что распространенность травм мягких тканей и костей лицевого скелета у детей составляет от 25 до 32,6%. В зависимости от причин и обстоятельств повреждения, А. А. Колесов различает 6 видов детского травматизма: родовой, бытовой, уличный, школьный, спортивный, прочий. Бытовая травма, по данным автора, занимает первое место среди прочих травм челюстно-лицевой области.

В 1963 г. А.А. Колесов предложил классификацию первичных опухолей и опухолеподобных образований челюстных костей. Он разделил их на первичные и вторичные, наряду с новообразованиями рассматривал дисплазии костей лица и другие опухолеподобные образования.

В 1963 г. А.А. Колесов защитил докторскую диссертацию «Первичные опухоли и опухолеподобные образования челюстных костей», в которой разработал клинико-морфологическую группировку, отражающую морфологическое многообразие новообразований этой локализации, а также описал их клинические особенности и предложил рациональное лечение. А.А. Колесов проводил исследования в области онкологии и в последующие годы; итогом его наблюдений стала опубликованная в 1973 г. работа «Диагностика опухолей челюстно-лицевой области у детей» (в соавторстве с В.В. Рогинским и В.В. Паникаровским); в 1989 г. вышла в свет монография «Новообразования мягких тканей и костей лица у детей и подростков» (в соавторстве с Ю.И. Воробьевым и Н.Н. Каспаровой). Кроме того, на протяжении многих лет А.А. Колесов занимался вопросами обезболивания при лечении зубов у детей в поликлинических условиях.

На кафедре стоматологии детского возраста широко использовалась медикаментозная подготовка. При премедикации применяли наркотики (промедол) и транквилизаторы (элениум и др.) На кафедре были выработаны показания и противопоказания к применению наркоза у детей. При кратковременных вмешательствах применяли закись азота с кислородом в различных пропорциях. Спокойное лечение зубов в течение 2 часов обеспечивала фторотан-закисно- кислородная смесь.

В 1968 г. была организована кафедра стоматологии детского возраста в Центральном институте усовершенствования (ЦИУ) врачей под руководством профессора Тамары Федоровны Виноградовой. Под ее руководством была разработана система последипломного обучения детских стоматологов и определена структура программы их обучения.

Основу «школы профессора Виноградовой» составили очень важные принципы: стоматология детского возраста – неотъемлемая часть педиатрии; детский стоматолог должен обследовать и лечить ребенка с позиции трех специалистов: терапевта, хирурга и ортодонта; зубочелюстная система детей имеет не отличающиеся от взрослых особенности, а закономерности развития и функционирования (Максимова О.П., 2008). На кафедре получила развитие проблема заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта, изложенная в работе «Заболевания пародонта и слизистой оболочки рта у детей» (1983, в соавторстве с О.П. Максимовой и Э.М. Мельниченко).

Сотрудники кафедры совместно с врачами поликлиники впервые в мире стали проводить регулярные диспансерные наблюдения детей у стоматолога; проводимые исследования позволили определить этапы внедрения диспансерных осмотров детей у стоматолога; детализировать распределение на группы дошкольников и школьников для наблюдения и лечения у участковых стоматологов и специалистов; создать планы-графики для каждого участка и комплекты документации, учитывающей показатели заболеваемости кариесом детей за каждый период наблюдения; полученные результаты легли в основу монографии «Диспансеризация детей у стоматолога» (1978). Т.Ф. Виноградова – автор ряда основополагающих трудов по терапевтической стоматологии детского возраста: «Клиника, диагностика и лечение заболеваний зубов у детей» (1967), «Руководство по терапевтической стоматологии» (1967), «Атлас по стоматологическим заболеваниям у детей» (2007) и др.

Впоследующем кафедры стоматологии детского возраста были созданы в ряде других медицинских институтах, всего в настоящее время в Российской Федерации насчитывается 27 кафедр.

Т.Ф. Виноградовой был наработан огромный опыт по оказанию стоматологической помощи детям через школьные стоматологические кабинеты, однако после распада СССР и перехода к рыночной экономике возник кризис школьной стоматологии, заключающийся в повсеместном закрытии кабинетов.

Это приводит к снижению охвата плановой санацией и диспансеризацией детского населения, росту стоматологической заболеваемости. Кризис школьной стоматологии с рядом обстоятельств, включая отсутствие соответствующей законодательной базы, низкий уровень материально-технического оснащения службы, сложности проведения лицензирования школьных стоматологических кабинетов, отсутствие мотивации администрации школ, невозможность качественного осуществления в школьных кабинетах некоторых современных технологий (лечение осложнений кариеса постоянных зубов), предвзятое отношение родителей и учеников к школьной стоматологии, проблемы кадровой обеспеченности (Кисельникова Л.П. и др., 2007).

Для решения проблемы приказом МЗ РФ от 06.02.2001 № 33 «О введении специальности “стоматология профилактическая”» введена специальность «гигиенист стоматологический», который, в том числе, занимается профилактикой, учит детей правильно чистить зубы, своевременно диагностировать заболевания полости рта и отправляет школьников к стоматологу на стадии раннего кариеса.

По мнению Л.Н. Максимовской (2009), целенаправленное снижение стоматологической заболеваемости детского населения возможно путем реализации комплексной программы, включающей вопросы организации стоматологической помощи, профилактики и лечения основных стоматологических заболеваний: кариеса зубов и его осложнений, воспалительных заболеваний пародонта, зубочелюстных аномалий. Осуществление данных мероприятий предусматривает совместную работу системы здравоохранения, народного образования и общественного питания.