ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины
Семинар № 1
Основные цели и задачи преподавания истории медицины на лечебном факультете. Общая методика преподавания, план проведения занятий, рекомендации к выбору тем для подготовки докладов и написания курсовых работ, требования к их написанию.
Цели и задачи семинара:
1. Дать определение истории медицин, как науки и предмета преподавания. Охарактеризовать основные этапы развития медицины в связи с развитием и сменой общественно-экономических формаций. Перечислить источники изучения истории медицины.
2. Раскрыть цели и задачи преподавания истории медицины.
3. Ознакомить студентов с общей методикой преподавания истории медицины и проведения занятий, подготовки докладов и курсовых работ.
Семинар № 2, 3
Цели и задачи семинара:
1. Показать основные истоки культуры и медицины Киевской Руси (IX-XIII вв.): культура антских племен, восточных славян и Византии. Раскрыть характер врачебной практики. Ознакомить с подготовкой лекарей, организацией медицинской помощи, арсеналом средств для ее осуществления.
2. Выявить важнейшие направления развития медицины в Московском государстве (XV-XVII вв.), систему подготовки национальных врачебных кадров (лекари и первые доктора медицины). Охарактеризовать деятельность первых больниц и госпиталей.
Семинар № 4, 5
Медицина в России в эпоху развитого феодализма (XVIII в.)
Цели и задачи семинара:
1. Охарактеризовать сдвиги, происшедшие в социально-экономическом положении России конца XVII начала XVIII вв., как условия для ускоренного развития медицины.
2. Показать достижения передовой научной материалистической мысли в трудах М.В.Ломоносова и ее влияние на медицинскую теорию и практику.
3. Раскрыть передовой, прогрессивный характер развития важнейших направлений медицинской науки в России XVIII в.
4. Выявить состояние зубоврачебной науки и практики в России XVIII в.
Семинар № 6,7, 8
Медицина в период разложения феодализма в России (I половина XIX в.)
Цели и задачи:
1. Показать важнейшие социально-экономические события из истории России первой половины XIX в. (Отечественная война 1812 года, восстание декабристов 1825 год., крестьянские волнения, поражение в Крымской войне и др.) и на их фоне раскрыть дальнейшее развитие революционно-демократической мысли в трудах А.Н.Радищева, В.Г.Белинского, А.И.Герцена и др. и ее влияние на утверждение в естествознании и медицине естественнонаучной методологии.
2. Проследить связь между ростом промышленности, городов, армии, флота, населения, с возросшей потребностью во врачебных кадрах и необходимостью улучшения медицинской помощи в стране.
3. Открытие в России новых университетов, формирование научных школ в условиях гонения на материализм и прогрессивные, революционно-демократические воззрения.
4. Отметить, что развитие зубоврачевания шло на фоне развития хирургии и терапии и это нашло отражение в учебных материалах медицинских факультетов.
5. Выделить основные прогрессивные черты отечественной медицины этого периода.
Семинар № 9, 10
Цели и задачи:
1. Охарактеризовать социально-экономические сдвиги, происшедшие в России во второй половине XIX в. (революционные выступления, поражение в Крымской войне, отмена крепостного права, бурное развитие капитализма, рост влияния идей революционных демократов, усилие реакции со стороны самодержавия).
2. Показать дальнейшие успехи отечественной медицины на естественнонаучной, последовательно материалистической, общетеоретической основе в области патологии, клиники, гигиены.
3. На примерах трудов И.М.Сеченова, С.П.Боткина, Г.А.Захарьина, Н.В.Склифосовского, А.П.Доброславина, Ф.Ф.Эрисмана и др. выявить важнейшие направления развития отечественной медицины, их прогрессивное значение, раскрыть характер борьбы отечественных ученых против метафизических и идеалистических теорий в естествознании и медицине.
4. Проследить преемственность в разработке важнейших направлений между поколениями врачей XVIII и XIX вв.
Семинар № 11, 12, 13
Семинар № 14, 15
Цели и задачи:
1. Показать отечественную медицину этого периода, как высший и качественно новый этап развития медицинской науки и практики.
2. Обосновать методологическую и естественнонаучную основу отечественной медицины.
3. Раскрыть основные черты и социально-экономические основы медицины и здравоохранения Советского периода.
4. Показать роль И.П.Павлова и его школы в развитии отечественной науки.
5. Основные направления развития клинической медицины.
6. Профилактика и ее основной метод – диспансеризация – главное достижение советской медицины.
Семинар № 16
История развития Московского государственного медико - cтоматологического университета
Цели и задачи:
1. Выделить этапы развития института.
2. Раскрыть роль института, как головного в России, в области стоматологии.
3. Оценить вклад ученых института в разработку научных проблем стоматологии.
Семинар № 17
Вопросы медицинской этики и деонтологии в профессии врача-лечебника
Цели и задачи:
1. Раскрыть понятие медицинской этики и деонтологии, как части морали.
2. Проследить истоки возникновения медицинской деонтологии и врачебной этики.
3. Раскрыть основные аспекты медицинской этики.
4. Подчеркнуть роль медицинской этики в воспитании врача-стоматолога.
5. Обосновать значение принятия присяги врача России.
Темы для реферативных и курсовых работ по истории медицины для лечебного факультета
Вопросы для контроля при подготовке к занятиям и при сдаче зачетов по истории медицины на лечебном факультете