Проект кафедры истории медицины Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова

Яхта Британия

6 ноября 2014

Если бы началась война, то флагман Королевского флота переделали бы под госпитальное судно. Однако, к счастью, за все 43 года службы Ее Величеству, обогнув 50 раз землю по экватору легендарная Британия всегда использовалась по основному назначению.

Восхищаться убранством чуда инженерной мысли мы не будем. Все, поверьте, выше всяких похвал – дворец на воде – со сдержанной английской роскошью и элегантностью во всем.

Наше внимание привлек медицинский блок, который расположен на нижней палубе на корме справа, прямо над сияющим хирургической чистотой машинным отделением.

    

Медблок разделен на три каюты. Центральная – корабельного врача. За всю историю яхты службу несли 34 доктора. Здесь есть рабочий стол, рукомойник, кровать и вещевой шкаф. В свободное от лечебной деятельности время здесь можно было поработать над бумагами. Компьютер и вся современная техника приходили сюда в первых рядах. Справа – операционная. Раньше по закону моря всех усопших должны были выбрасывать за борт. Корабельные хирурги всегда были при военном флоте и после сражений они оперировали прямо на палубе, под удивленными взглядами команды. Однако, эта каюта сделана таким образом, чтобы спасти жизнь даже безнадежного больного. Здесь есть и операционный стол, и бестеневая лампа, наркозный аппарат, дефибриллятор, удобно расположенные шкафы с различной медицинской утварью. В этих стенах было возможно выполнить любой объем экстренной медицинской помощи. Палата слева – смотровая. Кровать для пациентов двухъярусная. Судя по заботливо-заправленному постельному белью – эти койки редко использовались по назначению. Смазать царапину или подшить случайный порез – вот и все, что требовалось от врача в медсанчасти. Хотя задачи доктора не ограничивались неотложной помощью. Надзор за кухней, профилактические осмотры команды – все это большая и кропотливая работа, без которой лазарет был бы полон всегда.

Королевские особы сюда никогда не спускались, поскольку за их здоровьем следил Королевский хирург, путешествующий с монархами повсеместно.